214000, г. Смоленск, Соборный двор, 5
+7 910 110 45 60
smolenskiyuspenskiysobor@gmail.com

Смоленский

СВЯТО-УСПЕНСКИЙ

кафедральный собор

Архипастырская деятельность Преосвященного Иоанна Смоленского

Преосвященный Иоанн родился 5 июля 1818 года в г. Москве. Он был сыном священника и в. мире назывался Владимиром Сергеевичем Соко­ловым. Обучался он сначала в Высоко Петровском духовном училище, затем в Московской семинарии и наконец в Московской духовной академии, где окончил курс в 1842 году. 29 августа 1842 года пострижен был в монашество и оставлен бакалавром при Академии, на кафедре Нравственного Богословия. В 1844 году он переведён был на канониче­ское право в С.-Петербургскую духовную академию. В 1861 году назначен инспектором той же академии. В 1855 году определен Ректором С.-Петербургской духовной семинарии. В 1857 году назначен ректором Казанской духовной академии. В 1864 году переведет. ректором в С.-Петербургскую духовную академию, где и оставался до своего назначения на Смоленскую епископскую кафедру.

Преосвященный Иоанн (Соколов)

Указом Св. Синода от 9 ноября 1866 года на Смо­ленскую епископскую кафедру, оставшуюся вакантною за переводом Преосвященного Антония в г. Казань, назначен был ректор С.-Петербургской духовной академии, викарий С.-Петербургской епархии, епископ Выборгский Иоанн. При малом росте, высокий, открытый лоб, стиснутые губы, проницательный взгляд, бледно томное истомленное лице, резкие и глубокие морщины па щеках, нетерпеливые и порывистые движения, по временам су­ровая, нервно-раздражительная речь, голос не громкий, но твердый и повелительный, и в веселом состоянии прямо­ душная, хотя и грустная улыбка, говорившая в одно и тоже время и о силе, и об утомлении этой силы—таков был внешний портрет нового Смоленского Архипастыря.

Ещё гораздо раньше приезда в Смоленск, сто устная, громкая народная молва о необыкновенно высоких дарованиях Преосвященного Иоанна и его замечательном проповедническом таланте уже познакомила Смолян с новым Архипастырем. Местное общество и в особенности местное духовенство с понятным любопытством и нетерпением ожидали приезда в Смоленск Преосвященного Иоанна.

1 декабря получено было из С.-Петербурга первое распоряжение Преосвященного Иоанна о том, чтобы для него в Смоленске не было никакой официальной, торжественной встречи. Это распоряжение, по своей новизне, не­ вольно остановило на себе общее внимание и вызвало оживленные толки. 4 декабря Преосвященный Иоанн наконец въехал в древние стены Смоленска и, согласно его распоряжению, был встречен только экономом архиерейского дома. Возбужденный в самом начале, при самом вступлении Преосвященного Иоанна на Смоленскую епископскую кафедру, интерес к его личности никогда уже затем не падаль, а усиливался в обществе все более и более по мере того, как шла вперед и развивалась пред глазами этого общества деятельность Преосвященного Иоанна, как епархиального администратора. Духовенство, как всегда и везде, необыкновенно чуткое и пытливое при перемене своих епархиальных начальников, всегда зорко присматривающееся к первым начинаниям своего нового Владыки, чтобы но ним определять характер и направление его архипастырской деятельности,— духовенство скоро поняло, что в липце Преосвященного Иоанна оно имеет пред собою начальника, воззрения которого не только далеко не согласуются с прежними традициями архиерейского дома, но часто идут прямо в разрез с ними, что Преосвященный Иоанн человек совсем новый, с новыми, часто трудно понятными на первый взгляд, но тем не менее глубоко продуманными, цельными, связными стремлениями и задачами.

И действительно, те два с половиною года, в кото­рые Преосвященный Иоанн управлял Смоленской епархией, резко выделяются в летописи Смоленской епархии, будучи запечатлены особою, яркою чертою, невольно оста­навливаюсь на себе внимание. Причина этого— прежде всего те действительно необыкновенно высокие духовные дарования, какими владел Преосвященный Иоанн, его глубокое сознание, светлый, могучий ум и твердая, непоколебимая воля; а затем и характер самого времени.

 

Труды епископ Иоанна (Соколова) 

 

Православный календарь
Миссия

Причастие

Евхаристия (причастие) — главное Таинство Церкви, установленное Господом Иисусом Христом накануне Его спасительных страданий, крестной смерти и воскресения. Участие в Евхаристии и причащение Телу и Крови Христовым является заповедью Спасителя...

подробнее

Таинство Покаяния (Исповедь)

Покаяние есть таинство, в котором исповедующий свои грехи, при видимом изъявлении прощения от священника, невидимо разрешается от грехов Самим Иисусом Христом (Катехизис).

подробнее

Таинство Крещения

Креще́ние – одно из семи Таинств Церкви – духовное рождение (Ин. 3:5). После крещения человек становится членом Церкви, и может принимать участие в Церковных Таинствах.

подробнее

Таинство Венчания

Венчание – это таинство Церкви, в котором Бог подает будущим супругам, при обещании ими хранить верность друг другу, благодать чистого единодушия для совместной христианской жизни, рождения и воспитания детей.

подробнее

Расписание богослужений

Будние дни
Всенощное бдение – 18.00, Литургия – 9.00

Воскресные и праздничные дни
Всенощное бдение – 18.00, Ранняя литургия – 7.00, Поздняя литургия – 10.00

Молебны с акафистом
Вторник – Смоленской иконе Божией Матери «Одигитрия»
Четверг – поочередно (через неделю) – святителю Николаю Мирликийскому Чудотворцу; преподобному Серафиму Саровскому
Воскресенье – поочередно (через неделю) – Господу нашему Иисусу Сладчайшему; Казанской иконе Божией Матери