214000, г. Смоленск, Соборный двор, 5
+7 910 110 45 60
smolenskiyuspenskiysobor@gmail.com

Смоленский

СВЯТО-УСПЕНСКИЙ

кафедральный собор

Блог протоиерея Михаила Горового

Слово на пассии.Добавлено 02.04.2024

 

 

Архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий).

 

                     Повествование о последних днях и часах земной жизни Господа нашего Иисуса Христа полно глубочайших назиданий для нас. В каж­дое слово этого страшного повествования надо глубоко вдуматься и сохранить его в сердце своем. Знаю, что эти святые слова потрясают вас.

                     Знаю, что с изумлением слушали вы слова разбойника, распятого вместе с Иисусом:

                     Помяни мя, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем.

                     И еще больше волновал вас ответ Господа Иисуса:

                     Днесь со Мною будеши в рай!

                     Как! За одно исповедание распятого Христа Господом даруется ему Царство Небесное?

                     Да, да, за одно исповедание. Оно поразительно в устах разбойника Ибо Христос знал, что произошло в сердце его.

                     Попробуем и мы понять это.

                     Кто был этот разбойник? Мы этого точно не знаем, но важно для нас то, что и в Евангелиях, и у пророка Исаии он именуется злодеем, и это лишает нас права идеализировать его. Сердца злодеев темны, пол­ны стремления ко злу и преступлениям. Таково, вероятно, было и серд­це этого удивительного исповедника Божества Господа Иисуса Христа

                     В повествованиях евангелистов Матфея и Марка читаем, что оба разбойника, распятые с Господом, хулили Его и насмехались над Ним, и только святой Лука открыл нам сердце этого человека, удивительно обращенного Иисусом Христом.

                     Святитель Иоанн Златоуст полагает, что оба разбойника действи­тельно хулили Христа вначале, но потом произошла глубокая перемена в сердце одного из них, и он стал укорять другого, злословившего, и говорил:

                     Или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же? И мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приня­ли, а Он ничего худого не сделал (Лк. 23, 40—42).

                     Как же объясним мы эту поразительную внезапную перемену в на­строении сердца его, в течении мыслей его?

                     Объясним тем, что он услышал молитву Иисуса к Отцу Своему о прощении распинавших Его, изумившую и потрясшую его. На его гла­зах исполнилось то, что предсказал великий пророк Исаия за 700 лет до Христа:

                     Он истязуем был, но страдал добровольно и не открывал уст Сво­их; как овца веден был Он на заклание и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих (гл. 53).

                     Разбойник ничего подобного в жизни не видел, и поведение Крот­чайшего Иисуса, висевшего на страшном кресте, изумило и потрясло его.

                     Незримый свет Христов, воссиявший на весь мир со страшного кре­ста Его, могучей волной проник в сердце разбойника и мгновенно про­гнал всю тьму его; ярко озарил едва тлевшую искорку образа и подо­бия Божия, уже готовую потухнуть от его злодейства.

                     Могучей волной незримо излилась с креста Господня Его Божест­венная любовь к погибавшему роду человеческому, подвигнувшая Его добровольно взойти на крест и взять на себя грехи всего мира.

                     Из этого внезапно озаренного сердца излились удивительные сло­ва исповедания, признания распятого Господом:

                     Помяни мя, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем.

                     Думаю, что вправе мы так толковать эти слова разбойника и бла­годатный ответ Ему Божественного Сердцеведца Иисуса. Потому впра­ве, что в житиях святых и в истории Церкви находим немало приме­ров столь же внезапного обращения Христом к покаянию блудниц, развратников и страшных разбойников.

                     Преподобная Таисия (память 8 (21) октября), впавшая в грубый разврат, была до глубины души потрясена словами жалости и слеза­ми о ней преподобного Иоанна Колова, пошла за ним, куда повел ее, и на первом же ночлеге под открытым небом преподобный Иоанн, вне­запно проснувшись, увидел великий свет, восходивший на небо от только что умершей Таисии, сподобившейся Царствия Небесного за свое краткое покаяние.

                     Один из великих учителей Церкви — Блаженный Августин, епископ Иппонский, в юности был язычником и вел весьма развратную жизнь. Столь же внезапное и полное обращение, как у преподобной Таисии,, произошло с ним, когда случайно услышал он проповедь другого вели­кого святителя — Амвросия, епископа Медиоланского.

                     Да будет же для нас примером внезапное просветление души рас­пятого со Христом разбойника и вспыхнувшая в его сердце любовь к сораспятому с ним Сыну Божию. Ибо, конечно, без пламенной любви к исповеданному им Господу не мог он сказать своих блаженных слов: Помяни мя, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем.

                     Ибо вера в Бога рождается в сердце человеческом тогда, когда раз­горится оно любовью к Спасителю нашему, претерпевшему за нас нео­писуемые крестные муки.

                     Сперва полюбите Христа всем сердцем, прилепитесь к Нему, и тог­да исполнится веры сердце ваше, стыдом о грехах своих, за которые взо­шел Христос на крест, исполнится и подвигнется к воплям покаяния, и воскликнет вместе с обращенным разбойником:

                     Помяни мя, Господи, во Царствии Твоем! Аминь

 

Архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий).

 

 

 

 

 

 

 

                     31 марта 2024 года, в Неделю 2-ю Великого поста, в Свято-Успенском кафедральном соборе совершена пассия. Вечернее богослужение возглавил митрофорный протоиерей Свято-Успенского кафедрального собора Михаил Горовой в сослужении клириков кафедрального собора иерея Игоря Маллера, иерея Виталия Тимофеева, клирика Воскресенского храма архиерейского подворья в Катыни иерея Николая Фокина, духовенства собора.

                     Пассия - богослужение,посвященное воспоминанию крестных страданий Сына Божия. В силу крестных заслуг Сына Божия, Господа нашего Иисуса Христа миру дарована харизма благодатных даров. В таинствах и обрядах Церковь Христова совершает освящение народа Божия благодатью Святого Духа.

                     Проповедь за богослужением произнес иерей Николай Фокин. Пассии будут совершаться в соборе в 3-ю, 4-ю и 5-ю недели Великого поста.

 

 

Итакъ плакать, братія, и проливать слезы должно о тѣхъ, которые не имѣютъ въ себѣ кротости, но вступили въ союзъ съ лукавствомъ; потому что подлежатъ они тяжкому приговору. Зане лукавнующіе, сказано, потребятся (Псал. 37, 9). Святый Богъ нашъ уничижаетъ лукавыхъ, говоря: лукавый человѣкь отъ лукаваго сокровища сердца своего износитъ лукавая (Матѳ. 11, 35; Лук. 6, 45). И еще Пророкъ говоритъ: востающыя на Мя лукавнующыя услышатъ ухо Мое (Псал. 91, 12). Ибо страшенъ, братія, демонъ лукавства; потому остерегайтесь, чтобы кому изъ васъ, впавъ въ оное, не укорять самого себя. Ибо лукавый никогда не бываетъ въ мирѣ, но всегда въ смятеніяхъ, всегда исполненъ раздражительности, коварства и гнѣва, всегда подсматриваетъ за ближнимъ своимъ, всегда наушничаетъ, всегда завидуетъ, всегда соперничаетъ, всегда ожесточается; получая приказъ, противорѣчитъ ему; выслушавъ повелѣніе, извращаетъ его; послѣ добраго совѣта дѣлаетъ худо; заключивъ условіе, нарушаетъ его; кто его любитъ, надъ тѣмъ издѣвается; кто заслуживаетъ одобренія, тѣми гнушается; кто оказываетъ успѣхи, тѣми не доволенъ; вразумленія ставитъ ни во что, братій развращаетъ; простодушныхъ притѣсняетъ, кроткихъ отдаляетъ отъ себя, великодушныхъ осмѣиваетъ, предъ сторонними лицемѣритъ, одному на другаго клевещетъ, всякому идетъ на перекоръ, принимаетъ участіе въ ссорахъ, доводитъ человѣка до раздраженія, помогаетъ въ мщеніи, готовъ на злорѣчіе, съ пріятностію говоритъ о другихъ худо, скоръ на оскорбленіе, въ многословіи силенъ, усерденъ въ нанесеніи другимъ ударовъ, къ произведенію мятежа первый помощникъ, въ псалмопѣніи же немощенъ, въ постѣ разслабленъ, для всякаго добраго дѣла не имѣетъ ни силъ, ни понятливости, къ духовнымъ бесѣдамъ не способенъ; потому что всякое беззаконіе заградитъ уста его (Псал. 106, 42). Итакъ многихъ слезъ достоинъ человѣкъ этотъ; и потому умоляю васъ, братія, берегитесь лукавства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                     14 марта 2024 года в Смоленской областной научной библиотеке им. А.Т. Твардовского состоялась встреча смоленских православных писателей с молодёжью, посвящённая Дню Православной книги.

                     Выступления участников встречи предварил с молитвенными и другими песнопениями Архиерейский хор Свято-Успенского кафедрального собора (регент Елена Фролова).

                     С поздравлениями и добрыми пожеланиями в адрес участников встречи обратился директор Департамента Смоленской области по взаимодействию с общественными объединениями Петр Борисович Липатов. Также он посетил кафедру православной литературы в Смоленской областной универсальной научной библиотеке им. А. Т. Твардовского

                     Руководитель Комиссии Смоленской епархии по православным библиотекам и кафедрам православной литературы, духовный руководитель Смоленского областного объединения православных писателей, митрофорный протоиерей Свято-Успенского кафедрального собора Михаил Горовой в своем выступлении, в частности, отметил: «Сегодня в нашей стране, в Смоленской епархии Русской Православной Церкви отмечается праздник «День православной книги». Праздник призван послужить популяризации книжной культуры. Книжная культура – это национальное богатство нашей страны. Книги просвещают, эстетически и этически воспитывают и духовно обогащают.

                     Уважаемые студенты, мы живем в век научно- технологического прогресса. Цените драгоценное время, почерпайте необходимые знания, которые помогут вам стать успешными в жизни и внести свой вклад в развитие и процветание Смоленского края».

                     Также в своей беседе с молодежью протоиерей Михаил Горовой осветил вопрос важности семейных ценностей для укрепления основ государственности.

                     Со своим приветствиями и авторскими произведениями, посвященным теме «Православная книга» и «Семья» выступили исполняющая обязанности председателя Смоленского областного объединения православных писателей Елена Лышковская, председатель Смоленского регионального отделения Российского союза писателей Владимир Глухов, секретарь Смоленского областного объединения православных писателей Наталья Годяева, Александр Грибков, Любовь Стеклова, Людмила Беляева (Мила Клявина), Александр Михайлов и Людмила Суворова.

                     Студенты Смоленского филиала РЭУ им. Г.В. Плеханова (руководитель Елена Амелькович) продолжили тему мероприятия и прочитали тематические стихотворения.

                     В числе участников встречи присутствовали учащиеся МБОУ «СШ № 22» совместно с заместителем директора по УВР – Зуевой Верой Николаевной.

                     Музыкальную страницу представила педагог, преподаватель детской школы искусств им. М.А. Балакирева города Смоленска Лариса Ивановна Власенко, а также свои авторские песни исполнил Владимир Иванович Глухов.

                     В заключительном слове протоиерей Михаил Горовой сердечно поблагодарил всех участников писательского объединения за их замечательное творчество. Священник высоко оценил работу сотрудников Смоленской областной научной библиотеки им. А.Т. Твардовского, курирующих кафедру православной литературы, поблагодарил за труды и просветительскую деятельность. Выступившим студентам и их руководителю были вручены книжные презенты. А также в дар библиотеке была передана православная литература.

Наталья Годяева.

 

 

 

 

 

 

                     12 марта 2024 года в Смоленском епархиальном управлении состоялось заседание Епархиального Совета Смоленской епархии.

                     Заседание возглавил Высокопреосвященнейший Исидор, митрополит Смоленский и Дорогобужский.

                     В работе Епархиального Совета приняли участие: секретарь управления Смоленской епархии иерей Владислав Баган, члены Епархиального совета: духовник монастырей Смоленской епархии, настоятель Свято-Троицкого Болдинского монастыря архимандрит Антоний (Мезенцов); председатель комиссии по православным библиотекам и кафедрам православной литературы, председатель Комиссии Смоленской епархии по увековечиванию памяти Новомучеников и Исповедников Церкви Русской протоиерей Михаил Горовой; ключарь Свято-Успенского кафедрального собора протоиерей Григорий Трубин; благочинный Ярцевского церковного округа, секретарь Архиерейского Совета, председатель Коллегии по образованию Смоленской митрополии протоиерей Василий Мовчанюк; председатель Епархиального Церковного Суда игумен Тарасий (Ланге); благочинный Демидовского церковного округа протоиерей Александр Миронов; руководитель отдела по взаимодействию Церкви с обществом и СМИ протоиерей Валерий Рябоконь; благочинный Смоленского районного благочиннического округа протоиерей Роман Павлишов; руководитель отдела по взаимодействию с Вооруженными Силами иерей Сергий Марков; благочинный Руднянского церковного благочиния иерей Алексий Колесников.

                     В числе приглашенных в работе Епархиального Совета приняли участие председатель богослужебной комиссии, председатель комиссии по канонизации святых, зав. кафедрой богословских и церковно-исторических дисциплин, доцент СПДС иеромонах Рафаил (Ивочкин); первый проректор СПДС, руководитель Отдела по религиозному образованию и катехизации иерей Димитрий Гамиловский; руководитель отдела Смоленской епархии по физической культуре и спорту протоиерей Андрей Мельничук; руководитель Миссионерского отдела Смоленской епархии протоиерей Георгий Свитцов; руководитель отдела по работе с молодежью иерей Роман Бамбуров и другие.

                     Митрополит Исидор представил вниманию собравшихся сообщение о текущей деятельности Смоленской епархии.

                     Участники Епархиального совета рассмотрели актуальные вопросы, касающиеся жизни Смоленской епархии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                     5 марта 2024 года, во вторник , в Свято-Успенском кафедральном соборе совершено вечернее богослужение с чтением акафиста в честь Смоленской иконы Божией Матери “Одигитрия”. Богослужение возглавил клирик Свято-Успенского кафедрального собора митрофорный протоиерей Михаил Горовой в сослужении духовенства храмов города Смоленска и кафедрального собора.

                     После акафистного чтения проповедь произнес клирик Свято-Вознесенского женского монастыря г. Смоленска священник Сергий Кашков.

                     Акафистное чтение перед образом Божией Матери “Одигитрии” в Свято-Успенском кафедральном соборе совершается еженедельно в 18:00

 

 

Смоленский Свято-Успенский кафедральный собор, 2024 г.

 

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

 

                     Сегодня Святая Церковь с целью духовного назидания предлагает нам притчу о блудном сыне. Содержание её следующее.

                     У одного человека было два сына. Физический труд принёс семье материальное обогащение, и они проживали в согласии и достатке. Но в юности человеку присуще стремление к самостоятельности и самоутверждению. Это и побудило младшего сына через некоторое время принять решение отделиться от семьи и попросить у отца причитающуюся ему часть наследства. Получив часть имения он отправился в другую страну, где проводил распутный образ жизни. Греховная жизнь привела его к духовному и материальному обнищанию.

                     Сложность положения молодого человека усугубилась  ещё и тем, что в той стране разразился голод. Спасая свою жизнь, он нанялся пасти свиней и рад был питаться рожками, которые ели свиньи, но и этого ему никто не давал. И вспомнил он жизнь в отцовском доме и тогда наступило время раскаяния: «Встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! Я согрешил против неба и пред тобою. И уже недостоин называться сыном твоим: прими меня в число наемников твоих». (Лк. 15, 18-19).

                     И когда он приближался к отцовскому дому, отец вышел навстречу ему, пал на шею и целовал его. Видя раскаяние сына, отец дал распоряжение одеть ему перстень на руку, как символ сыновнего достоинства, новые одежды и обувь, как свидетельство духовного обновления человека. По случаю возвращения младшего сына, устроен был праздничный пир – заклали телёнка и стали веселиться.

                     Старший сын возвращался из поля в это время в отцовский дом и приближившись к дому услышал пение и ликование. Ему рассказали, что праздничное торжество в доме отца обусловлено возвращением в отеческий дом его младшего брата. Старший брат рассердился и встретившись с отцом не хотел войти в его дом, а отцу напомнил о том, что он долгие годы служил ему, а отец не оценил его труд и не отблагодарил его: «не дал и козлёнка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими». Он также осудил образ жизни младшего брата, расточившего своё имение с блудницами.

                     Отец кротко ответил: «ты всегда со мною, и всё моё твоё». А о возвращении младшего брата необходимо радоваться, потому, что он был мёртв и ожил, пропал и нашёлся.

                     Чему же нас учит Евангельское чтение сегодняшнего дня? Церковь нам напоминает о том, что Бог, подобно любящему отцу, всегда с радостью принимает в Царство Своей славы кающихся грешников. Притча о блудном сыне свидетельствует о том, что плотские грехи не только оскверняют людей, но и приводят к духовному и физическому банкротству. Сколько браков распалось по причине греха супружеской неверности? Сколько детей осталось сиротами в неполных семьях?

                     В Христовой Церкви брак является Божественным установлением. (Быт. 2, 18, 22). И в христианском обществе брак должен быть один и не расторжим. Но для крепости брачных уз требуется усилие со стороны супругов.

                     Вот, что говорила о супружеской ответственности святая императрица Александра: «После заключения брака первые и главнейшие обязанности мужа по отношению к его жене, а у жены – по отношению к мужу. Они два должны жить друг для друга, отдать друг за друга жизнь… Брак – это соединение двух половинок в единое целое. Две жизни связаны вместе в такой тесный союз, что это больше уже не две жизни, а одна. Каждый до конца своей жизни несёт священную ответственность за счастье и высшее благо другого». (Дарите любовь. Государыня Александра Фёдоровна Романова. Дневниковые записки за сентябрь 1899 года, М., 2022, с.27).

                     Для крепости института брака важно супругам принять участие в храме Божием в таинстве Брака. В этом таинстве ниспосылается супругам благословение Божие и благодатная сила, освящающая и скрепляющая брачные узы. По словам святой императрицы Александры, без благословения Бога в «семейной жизни даже самая нежная и истинная любовь не сумеет дать всё, что нужно жаждущему сердцу. Без благословения Неба вся красота, радость, ценность семейной жизни может быть в любой момент разрушена».

                     Не менее опасными для христианской жизни являются блудные грехи. Особенно блудная страсть преследует в юном возрасте. Всех состоящих в безбрачном состоянии и иноческом звании Церковь призывает хранить целомудрие. Блудный образ жизни удаляет от Бога и разрушает целостность человеческой личности. В то время как тело человеческое, согласно замыслу Божию, призвано к обожению : "Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои?"( 1Кор.6,19) и должно стать "телом славы"(Флп. 3,21).

                     В наше время блудная страсть находит одобрение и воспевание в средствах массовой информации. При потере бдительности в духовной жизни можно стать рабом этой страсти. Чрезмерное удовлетворение чувственных наслаждений приводит к душевной пустоте и  заболеваниям. А за смертные грехи, легализованные западным  сообществом, следует Божественное прещение. По попущению Божию нечистые духи могут вселиться в духовный мир людей и наносить ущерб физическому здоровью.

                     Люди, порабощённые плотскими грехами, не смогут достигнуть богопознания: «В злохудожную душу не войдёт Премудрость, и не будет обитать в теле, порабощённом греху» (Прем. 1, 4).

                     Ещё в III веке неоплатоник Плотин указывал на то, что подобное познаётся подобным: «Душа никогда не увидит красоты, если сама раньше не станет прекрасной, и каждый человек, желающий увидеть прекрасное и Божественное, должен начать с того, чтобы самому сделаться прекрасным и Божественным».

                     Главной целью  христианской жизни является стяжание благодатных даров Святого Духа. Апостол Павел учит: «Плод вашей жизни есть святость, а конец – жизнь вечная» (Рим. 6, 22). Плотские грехи затворяют нам двери Царства Божия: «Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прилюбодеи, ни малакии, ни мужеложники… - Царства Божия не наследуют» (1 Кор. 6,9).

                     Каковы же средства рекомендует Церковь и христианские подвижники для победы над блудной страстью? Молитвенный подвиг и пост, умеренность в принятии пищи, регулярное участие в таинствах Покаяния и Евхаристии,совершение добрых дел, - все это будет способствовать обузданию страстей человеческой природы. Преподобноисповедник Севастиан Карагандинский напоминает нам, что в деле спасения не забывайте прибегать к помощи святых отцов и святых мучеников. Их молитвами Господь избавляет от страстей… Помнить нужно о блудной страсти до самой смерти. Стоит только немного добиться, оставить молитву, потерять страх Божий, как она тут же даёт о себе знать. Только непрестанная молитва, страх Божий, память смертная, память о суде, аде и рае отгоняет её. Только Господь силён избавить от неё просящих у Него помощи. (Преподобный Севастиан Карагандинский. Издательство Сретенского монастыря, 2015, с. 102, 103, 106).

                     Постараемся, братья и сёстры, стремиться проводить жизнь в благочестии и чистоте. А Господь, видя нашу жизнь, благословит миром землю нашу, а в семьи пошлёт любовь, согласие и долголетие счастливой жизни.

 

Аминь.

Православный календарь
Миссия

Причастие

Евхаристия (причастие) — главное Таинство Церкви, установленное Господом Иисусом Христом накануне Его спасительных страданий, крестной смерти и воскресения. Участие в Евхаристии и причащение Телу и Крови Христовым является заповедью Спасителя...

подробнее

Таинство Покаяния (Исповедь)

Покаяние есть таинство, в котором исповедующий свои грехи, при видимом изъявлении прощения от священника, невидимо разрешается от грехов Самим Иисусом Христом (Катехизис).

подробнее

Таинство Крещения

Креще́ние – одно из семи Таинств Церкви – духовное рождение (Ин. 3:5). После крещения человек становится членом Церкви, и может принимать участие в Церковных Таинствах.

подробнее

Таинство Венчания

Венчание – это таинство Церкви, в котором Бог подает будущим супругам, при обещании ими хранить верность друг другу, благодать чистого единодушия для совместной христианской жизни, рождения и воспитания детей.

подробнее

Расписание богослужений

Будние дни
Всенощное бдение – 18.00, Литургия – 9.00

Воскресные и праздничные дни
Всенощное бдение – 18.00, Ранняя литургия – 7.00, Поздняя литургия – 10.00

Молебны с акафистом
Вторник – Смоленской иконе Божией Матери «Одигитрия»
Четверг – поочередно (через неделю) – святителю Николаю Мирликийскому Чудотворцу; преподобному Серафиму Саровскому
Воскресенье – поочередно (через неделю) – Господу нашему Иисусу Сладчайшему; Казанской иконе Божией Матери