Припеченкова Светлана.
Обоснование.
На пороге XXI век... Что придёт в нашу жизнь вместе с третьим тысячелетием: радость или горе, любовь или ненависть? Говорят, что XXI век будет веком прогресса, компьютеризации... Сколько новых, незнакомых слов! А, может быть, в этом веке всё вернётся на круги своя, и все люди станут братьями и вновь начнут прислушиваться к Божьим заповедям. Может быть, действительно все наши беды, войны, несчастья из-за отсутствия в нас чистой христианской любви?
Серьёзно задумавшись над этими вопросами, я решила обратиться к православной литературе. Может быть, она подскажет нам выход из этого мира зла, грубости и насилия?
Грехи свои давай искупим,
Должны безгрешными мы быть.
Давайте, как Христос поступим,
И миру во всём мире быть.
Давайте в Иисуса мы поверим -
Он Господь наш. Спаситель наш.
Он обойти всем нам поможет
Жестокой жизни злой вираж.
Перекрестимся на дорогу,
И в путь скорей — мы ищем Бога.
(Марина Хордовская)
А ведь верно, если бы все люди обратились к Богу, жили по Его законам - воцарилось бы на земле добро и счастье.
Я очень заинтересовалась историей, судьбой Русской Православной Церкви, жизнью истинных христиан. А что нам о них известно? К своему стыду, я отвечу - ничего. Это и подтолкнуло меня к выбору темы реферата об одном из наших смоленских святых. Ведь это наша история, история христиан.
Вступление.
«Видел я... князей ходящих, подобно рабам, пешком», — говорит Екклесиаст. Из таковых был и благоверный князь Смоленский Андрей, Переяславский чудотворец, представлявший собой тип столь любимых народом властителей, которые, низвергнувшись с высот земной славы, не потеряли трезвения и бодрости духа, не предались унынию и печали из-за жизненных напастей, но в смирении и добротолюбии покорились воле Господней и сподобятся доброго ответа на Страшном суде Христовом.
Благоверный князь Андрей Смоленский жил в XIII веке. Но прежде, чем начать рассказ о нелёгкой судьбе святого, на мой взгляд, следует обратиться к истории Русской Православной Церкви в те годы, чтобы лучше представить эпоху князя, глубже понять и осмыслить его жизненный путь.
Положение Русской Православной Церкви в XIII -XIV веках
Благоверный князь Андрей Смоленский жил в XIII веке. Но прежде чем начать рассказ о его нелёгкой судьбе, стоит отлистнуть страничку истории и вспомнить положение Русской Православной Церкви в эту эпоху.
В консолидации русских земель, формировании единого российского государства важную роль играла Православная Церковь. В течение относительно короткого времени, двух-трёх веков, христианство пустило глубокие корни на русской земле. Православная церковь стала одним из самых авторитетных институтов. Она оставалась важнейшим связующим звеном всех русских земель в период феодальной раздробленности до татаро-монгольского нашествия.
Во время татаро-монгольского ига ее значение ещё больше возросло. Православие служило духовно-нравственной опорой русского народа в годы тяжёлых лишений. На её авторитет опирались великие князья московские, проводя свою объединительную политику. Известно, что глава Русской Православной Церкви митрополит Владимирский Пётр был в тесной дружбе с Иваном Калитой, подолгу жил в Москве, где и умер в 1326 году, и был погребён в Успенском соборе. Его преемник митрополит Феогност окончательно поселился в Москве, которая таким образом стала церковной столицей всей Руси. Перенос кафедры митрополита в Москву способствовал укреплению политической роли московского княжества.
Активную роль в освободительном процессе от татаро-монгольского ига играло православное духовенство. Особые заслуги в этом имеет основатель подмосковного Троице-Сергиева монастыря Сергий Радонежский, ставший одним из наиболее почитаемых святых Русской Православной Церкви. Сергий Радонежский вместе с Дмитрием Донским по праву может быть назван организатором и вдохновителем победы русских войск над татарскими войсками во время Куликовской битвы.
Куликовская битва, как следует из вышеизложенного, произошла после победы князя Дмитрия Донского над татаро-монгольскими войсками под предводительством Бегича на р. Боже в 1378 году. Сразу же после этого события новый ордынский военачальник Мамай начал интенсивную подготовку к усмирению русских. Русь так же начала готовиться к сражению. И в этой подготовке большое значение имело создание соответствующего духовно-нравственного настроя Сергием Радонежским. Именно в это время подготовки Руси к великим испытаниям Сергию пришло видение. Ему во сне явилась Богородица и обещала свою заботу и покровительство русской земле. Такого рода духовные откровения имели огромное влияние на настроение и состояние духа людей. Весть о «явлении Богородицы» Сергию быстро распространилась по русским землям, что способствовало подъёму патриотического чувства, единения русского народа. Обещание Богородицы оберечь русскую землю соединилось в народном сознании с подготовкой к отпору новому золотоордынскому нашествию.
Трудно переоценить значение полученного Дмитрием Донским накануне Куликовского сражения от преподобного Сергия благословения «на битву за землю русскую». Вместе с благословением Сергий Радонежский отправил для духовной и воинской поддержки двух иноков своего монастыря — богатырей Андрея Ослябя и Александра Пересвета. Пересвет, как известно, своим поединком с татарским богатырём Челубеем открыл Куликовское сражение.
Преподобный Сергий стремился преодолеть конфликты между русскими князьями, способствовал их консолидации во имя интересов Русской земли. Перед Куликовской битвой он предостерёг Рязанского князя Олега от выступления на стороне Орды. И князь Олег послушался увещевания авторитетного священнослужителя, что, без сомнения, способствовало победе русских войск. После Куликовской битвы в 1387 году он настоял на браке дочери Дмитрия Донского с сыном рязанского князя Олега Федором. Таким образом, были сняты проблемы в отношениях Москвы и Рязани, и между ними надолго был заключен мир.
В формировании единого русского государства большое значение имело становление национальной Русской Православной Церкви.
В процессе становления национальной Русской Православной Церкви можно выделить две стороны: формально-организационную и содержательно-духовную. Формально-организационная сторона связана с постепенным обретением Русской Православной Церковью самостоятельности по отношению к Византийской, получение статуса автокефальной (независимой) церкви. Как известно, с начала своего образования, Русская Православная Церковь находилась под юрисдикцией Константинопольского патриарха. Высшее должностное лицо на Руси — митрополит Киевский, затем Владимирский и Московский прямо назначались Константинополем и были по национальности греки. В XIII — XV вв., в связи с татаро-монгольским нашествием на Балканский полуостров и захватом крестоносцами Византии, процедура назначения и утверждения митрополита несколько изменилась. Чаще всего митрополит посвящался дома, на Руси, а патриарх лишь утверждал это посвящение.
Русская Православная Церковь на Смоленщина (XIII —XIV вв.).
Благоверный князь Андрей Смоленский... Прочитав имя святого, каждый заметит в нём указание на принадлежность к Собору Святых Смоленских. Значит, этот князь бывал в нашем городе и, возможно, правил. Так давайте обратимся к истории Православной Церкви на Смоленщине в XIII веке.
Смоленск XII — начала XIII веков — очень крупный город Древней Руси. По количеству монастырей — центров культуры и просвещения — Смоленск занимал 4-е место после Киева, Новгорода (по 17 монастырей) и Владимира (6 монастырей). По сведениям Е. Е. Голубинского, в Смоленске было 5 монастырей, по другим сведениям -8.
К началу XIII века относится проповедническая деятельность св. Авраамия Смоленского (умер около 1219 года).
Спустя несколько лет (в 30-х годах) на Русь обрушивается страшный удар — нашествие татаро- монголов, Смоленск уцелел от татаро-монгольского разорения. Победа над врагами осмыслена как следствие заступничества Богоматери, сложившейся над городом и оказавшей ему чудесную помощь, повелев благочестивому воину Меркурию поразить татар на пути к Смоленску.
Отбивал ты многие атаки,
Город мой любимый, постовой.
Славно против половцев сражался,
Не захвачен был татар ордой.
Воин твой возлюбленный Меркурий
Город спас от силищи лихой.
В стан проник он конницы татарской,
Принял там неравный бой...
(Лысенко Андрей «Страницы истории»)
И хотя полчища татаро-монголов и не вошли в город, тяжесть ига начинает чувствоваться и в Смоленске.
Далее в истории православной церкви нашего края упоминается имя святого князя Феодора Ростиславича, в руки которого перешла власть в княжестве после смерти Смоленского князя Михаила Ростиславича (1279 год). Прежде чем вступить во владение Смоленской вотчиной, Феодору следовало получить официальное разрешение хана (Смоленск всё же покорился хану, и платил дань). Князь едет в Орду за ярлыком на княжение, где ему приходится задержаться на долгие три года ради исполнения придворной службы. Получив долгожданный ярлык, Феодор из Орды отправляется в Ярославль, т. к. одновременно являлся князем и Ярославским.
Занятый событиями в Ярославле, Феодор Ростиславич оставил наместником в Смоленске своего племянника Андрея Глебовича (святой Андрей Смоленский), который «за некую крамолу и братоненавидение» удалился в Переславль.
Власть Феодора закончилась в 1299 году.
С XIV века Смоленск начал переживать упадок, связанный с нашествием татаро-монголов.
Жизненный путь благоверного князя Андрея Смоленского.
Мало известно о жизни многострадального князя Андрея Смоленского: его имени летописи не упоминают, написанное в древности житие его к XVI столетию было утеряно, а народная память сохранила немного фактических известий о нём.
Рассказывали, что он, изгнанный «за некие крамолы от братии», вероятно, потерпев поражение в династическом споре за престол, тайно оставил своё княжество и под видом нищего пришёл в Переславль, где и прожил, никем не узнанный, более 30 лет (приблизительно с 1260 по 1290 год), служа пономарём в Святой Никольской церкви.
Жизнь и подвиги свои тщательно скрывал от взоров человеческих.
Лишь по смерти благоверного Андрея на теле его нашли «златую цепь и перстень, и малое о нём списаньице» — собственноручную запись о происхождении: «Аз есмь Андрей, един от Смоленских князей».
Как видим, о князе-пономаре знали чрезвычайно мало.
Гробницу благоверного Андрея сограждане окружили благоговейным почитанием. Приходившие с верою к ней получали исцеление. Лик его писался на иконах. Ему была составлена особая служба. Однако в XVI веке память его была забыта, и тщетно старался преподобный Даниил Переяславский добиться его прославления.
Святой князь причислен к лику святых только в 1748 году.
Дошедшие до нас сведения о благоверном князе Андрее лишь в самых общих чертах излагают жизненный путь святого.
На многие вопросы, связанные с личностью князя-пономаря, был бы найден ответ, если бы сохранилось его житие; в том числе, наверняка, мы узнали бы, почему тело святого (вероятно, по его завещанию) было обёрнуто берестой. Надеемся, что когда-нибудь на них отыщется ответ, а память о святом Андрее Смоленском не прекратится вовек, ибо Господь всегда прославляет угодивших ему.
Обретение мощей святого.
Вот как предстаёт перед читателем история обретения мощей благоверного князя Андрея в изложении автора жития святого Даниила Переяславского:
Переяславский игумен Даниил, находясь в 1539 году в Москве с ходатайством о необходимости возобновления Переяславль-Залесских храмов Иоанна Предтечи и Святого Николая, докладывал, кстати, малолетнему Великому князю Ивану Васильевичу и митрополиту Иоасафу, что 27 октября он «неким от Бora извещением обрёл мощи блаженного князя Андрея Смоленского у церкви Святого Николая перед вратами града (сокрытые в земле), от которых тогда были многие исцеления недужным». При атом он просил благословения владыки на открытие гробницы князя, чтобы собственными глазами убедиться в истинности народного мнения о покоящихся в ней нетленных чудотворных мощах. Получив просимое разрешение, он вскоре сообщил об обнаруженном: «хотя тело причастно тлению, но, однако, суставы вместе были, не рассыпались». Видом покойный князь Андрей оказался русоволос, с отпущенными волосами; его одеяние с медными пуговицами сохранилось в целости и лежало рядом; сами же нетленные кости были обёрнуты испускавшей благоухание берестой, обладавшей целительной силой для прикасавшихся к ней с верою.
Однако присланная из Москвы комиссия для освидетельствования чудотворных мощей в составе Чудовского архимандрита Ионы и Успенского протопопа Гурия признала неудовлетворительными свидетельства трёх человек о чудесных исцелениях у гроба благоверного князя. Поэтому, несмотря на то, что игумен Даниил показал им древнюю икону этого смоленского чудотворца, а также и записанные «в старых книгах» стихиры и канон, которыми ещё недавно почитали в церкви память благоверного князя, убедить архимандрита и протопопа не удалось, и останки святого были вновь погребены в земле в новом гробу.
Поражённый недоверием к святыне, преподобный игумен предрёк не поверившим в истинность чудотворений «митрополиту Иоасафу скорое отлучение от престола, архимандриту же Ионе скорби нахождение и власти лишение, протопопу же Гурию — любимейшего сына лишение». Но те лишь, посмеялись над Даниилом; «Он от великой старости рассудка лишился!» Хотя впоследствии всё свершилось по словам преподобного.
Архиепископ Филарет Гумилевский о благоверном князе Андрее Смоленском.
Преосвященный Филарет (Гумилевский), подвергая сомнению истинность даты кончины, указанной в святцах (1292 год), предлагал свой взгляд на проблему. Он считал, что этим святым был сын князя Феодора Константиновича Слепого Андрея Коробя. Феодор Слепой был современником Великого князя Симеона, а сам Андрей, по мнению преосвященного Филарета, умер не ранее 1390 года. В подтверждение своего предположения автор обосновал странничество князя дроблением Смоленского княжества, а также предположил, что Иван III мог взять цепь и перстень Андрея, ибо от кончины прошло не столь много времени и они ещё хорошо сохранились. Думается, однако, что эта гипотеза малообоснованна, как и предложенная поправка обозначенного в святцах года преставления святого князя: 6898 (1390) вместо 6800.
Нам же кажется, что «старыми» книгами, «древней» иконой вряд ли могли называться Даниилом предметы лишь столетней давности, да и само отсутствие подробного сказания об Андрее Смоленском также указывает на более раннее время жизни сего князя. То, что его не упоминают летописцы в повествованиях об этом периоде отечественной истории, также не удивительно. С другой стороны, нет достаточных оснований не доверять показанию Святцев. Так рукописные святцы Отенского монастыря называют дату успения святого Андрея Смоленского — «лето 6800» (1292 год).
Таким образом, если князь Андрей преставился в 1292 году, следовательно, он пришёл в Переяславль в начале 1260-х годов.
Следовательно, можно с уверенностью сказать, что благоверный князь Андрей Смоленский жил в XIII веке.
Заключение.
Не один век прошел после преставления святого князя, но память о нем вечна.
До нашего времени он покоится в Свято-Никольской церкви.
Принадлежит к Собору Святых Смоленских и Ростово-Ярославских.
Память благоверному князю Андрею отмечается 9 ноября/27 октября (перенесение мощей в 1539 году) и 5 июня/23 мая.
Очень трудно говорить о святости Благоверного князя Андрея Смоленского, ведь нам так мало о нем известно. Но даже исходя из этих немногочисленных фактов, я уверена, что Благоверный князь сыграл большую роль и при жизни, и после преставления.
Мы говорим о его подвигах, не зная, каковы они, но зло и гнусные дела ни в какие времена не назывались громким словом — подвиг. Он немало сделал для Святой Никольской церкви, и я думаю, помог не одному человеку.
Люди, приходившие к нему с верой и почитанием, получали исцеление.
Мы много не знаем об этом Святом, но такой высокий чин святости, благоверный князь Андрей Смоленский получил за веру в Бога, за добрые дела, за истинную христианскую любовь к людям...
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Энциклопедия православной святости. Т. I. Москва, 1997.
2. Русские Святые; подвижники благочестия и агиографы. Словник-указатель. Сост. И. В. Владышевская, В. Л. Сорокина. М.: «Русский мир», 1992.
3. Свет Христов просвещает всех. Сост. протоиерей Михаил Горовой, Т. Н. Юрченко. Смоленск, 2000.
4. Смоленские епархиальные ведомости. №№ 3—4, 1997.
5. «История», приложение к газете «1 сентября» № 40, 1996.
6. Смоленские новости. 15 окт. 1994.
7. Филарет «Нравственность христианина». АО «Российский писатель». Москва, 1991.
8. Смоленские епархиальные ведомости. № 1, 1996.
9. Смоленск. Краткая энциклопедия. Гл. ред. Д. И. Будаев. Смоленск: ТРАСТ-ИМАКОМ, 1994.
10. История России. Ред. А. А. Радугина. М.: «Центр», 1997.
Комментарии: