214000, г. Смоленск, Соборный двор, 5
+7 910 110 45 60
smolenskiyuspenskiysobor@gmail.com

Смоленский

СВЯТО-УСПЕНСКИЙ

кафедральный собор

Святой Благоверный князь Андрей Смоленский.

Добавлено: 24.09.2022

 

Припеченкова Светлана.

 

Обоснование.

                      На пороге XXI век... Что придёт в нашу жизнь вместе с третьим тысячелетием: ра­дость или горе, любовь или ненависть? Гово­рят, что XXI век будет веком прогресса, компьютеризации... Сколько новых, незнакомых слов! А, может быть, в этом веке всё вернётся на круги своя, и все люди станут братьями и вновь начнут прислушиваться к Божьим заповедям. Мо­жет быть, действительно все наши беды, войны, несчастья из-за отсутствия в нас чистой христиан­ской любви?

                      Серьёзно задумавшись над этими вопросами, я решила обратиться к православной литературе. Может быть, она подскажет нам выход из этого мира зла, грубости и насилия?

Грехи свои давай искупим,

Должны безгрешными мы быть.

Давайте, как Христос поступим,

И миру во всём мире быть.

Давайте в Иисуса мы поверим -

Он Господь наш. Спаситель наш.

Он обойти всем нам поможет

Жестокой жизни злой вираж.

Перекрестимся на дорогу,

И в путь скорей — мы ищем Бога.

(Марина Хордовская)

 

                      А ведь верно, если бы все люди обратились к Богу, жили по Его законам - воцарилось бы на зем­ле добро и счастье.

                      Я очень заинтересовалась историей, судьбой Русской Православной Церкви, жизнью истинных христиан. А что нам о них известно? К своему сты­ду, я отвечу - ничего. Это и подтолкнуло меня к выбору темы реферата об одном из наших смолен­ских святых. Ведь это наша история, история хри­стиан.

 

Вступление.

                      «Видел я... князей ходящих, подобно рабам, пешком», — говорит Екклесиаст. Из таковых был и благоверный князь Смоленский Андрей, Пе­реяславский чудотворец, представлявший собой тип столь любимых народом властителей, которые, низвергнувшись с высот земной славы, не потеря­ли трезвения и бодрости духа, не предались уны­нию и печали из-за жизненных напастей, но в сми­рении и добротолюбии покорились воле Господней и сподобятся доброго ответа на Страшном суде Христовом.

Благоверный князь Андрей Смоленский жил в XIII веке. Но прежде, чем начать рассказ о нелёг­кой судьбе святого, на мой взгляд, следует обра­титься к истории Русской Православной Церкви в те годы, чтобы лучше представить эпоху князя, глубже понять и осмыслить его жизненный путь.

                      Положение Русской Православной Церкви в XIII -XIV веках

                      Благоверный князь Андрей Смоленский жил в XIII веке. Но прежде чем начать рассказ о его не­лёгкой судьбе, стоит отлистнуть страничку истории и вспомнить положение Русской Православной Церкви в эту эпоху.

                      В консолидации русских земель, формировании единого российского государства важную роль иг­рала Православная Церковь. В течение относитель­но короткого времени, двух-трёх веков, христиан­ство пустило глубокие корни на русской земле. Православная церковь стала одним из самых ав­торитетных институтов. Она оставалась важней­шим связующим звеном всех русских земель в пе­риод феодальной раздробленности до татаро-мон­гольского нашествия.

                      Во время татаро-монгольского ига ее значение ещё больше возросло. Православие служило духов­но-нравственной опорой русского народа в годы тяжёлых лишений. На её авторитет опирались ве­ликие князья московские, проводя свою объедини­тельную политику. Известно, что глава Русской Православной Церкви митрополит Владимирский Пётр был в тесной дружбе с Иваном Калитой, по­долгу жил в Москве, где и умер в 1326 году, и был погребён в Успенском соборе. Его преемник мит­рополит Феогност окончательно поселился в Мос­кве, которая таким образом стала церковной сто­лицей всей Руси. Перенос кафедры митрополита в Москву способствовал укреплению политической роли московского княжества.

                      Активную роль в освободительном процессе от татаро-монгольского ига играло православное ду­ховенство. Особые заслуги в этом имеет основа­тель подмосковного Троице-Сергиева монастыря Сергий Радонежский, ставший одним из наиболее почитаемых святых Русской Православной Церкви. Сергий Радонежский вместе с Дмитрием Донским по праву может быть назван организатором и вдох­новителем победы русских войск над татарскими войсками во время Куликовской битвы.

                      Куликовская битва, как следует из вышеизло­женного, произошла после победы князя Дмитрия Донского над татаро-монгольскими войсками под предводительством Бегича на р. Боже в 1378 году. Сразу же после этого события новый ордынский военачальник Мамай начал интенсивную подготов­ку к усмирению русских. Русь так же начала гото­виться к сражению. И в этой подготовке большое значение имело создание соответствующего ду­ховно-нравственного настроя Сергием Радонеж­ским. Именно в это время подготовки Руси к вели­ким испытаниям Сергию пришло видение. Ему во сне явилась Богородица и обещала свою заботу и покровительство русской земле. Такого рода духов­ные откровения имели огромное влияние на на­строение и состояние духа людей. Весть о «явле­нии Богородицы» Сергию быстро распространи­лась по русским землям, что способствовало подъёму патриотического чувства, единения рус­ского народа. Обещание Богородицы оберечь рус­скую землю соединилось в народном сознании с подготовкой к отпору новому золотоордынскому нашествию.

                      Трудно переоценить значение полученного Дмитрием Донским накануне Куликовского сраже­ния от преподобного Сергия благословения «на битву за землю русскую». Вместе с благословени­ем Сергий Радонежский отправил для духовной и воинской поддержки двух иноков своего монасты­ря — богатырей Андрея Ослябя и Александра Пересвета. Пересвет, как известно, своим поедин­ком с татарским богатырём Челубеем открыл Куликовское сражение.

                      Преподобный Сергий стремился преодолеть конфликты между русскими князьями, способство­вал их консолидации во имя интересов Русской земли. Перед Куликовской битвой он предостерёг Рязанского князя Олега от выступления на сторо­не Орды. И князь Олег послушался увещевания ав­торитетного священнослужителя, что, без сомне­ния, способствовало победе русских войск. После Куликовской битвы в 1387 году он настоял на бра­ке дочери Дмитрия Донского с сыном рязанского князя Олега Федором. Таким образом, были сня­ты проблемы в отношениях Москвы и Рязани, и между ними надолго был заключен мир.

                      В формировании единого русского государства большое значение имело становление националь­ной Русской Православной Церкви.

                      В процессе становления национальной Русской Православной Церкви можно выделить две сторо­ны: формально-организационную и содержатель­но-духовную. Формально-организационная сторо­на связана с постепенным обретением Русской Православной Церковью самостоятельности по отношению к Византийской, получение статуса ав­токефальной (независимой) церкви. Как известно, с начала своего образования, Русская Православ­ная Церковь находилась под юрисдикцией Константинопольского патриарха. Высшее должност­ное лицо на Руси — митрополит Киевский, затем Владимирский и Московский прямо назначались Константинополем и были по национальности  греки. В XIII — XV вв., в связи с татаро-монгольским нашествием на Балканский полуостров и захватом крестоносцами Византии, процедура назначения и утверждения митрополита несколько изменилась. Чаще всего митрополит посвящался дома, на Руси, а патриарх лишь утверждал это посвящение.

 

Русская Православная Церковь на Смоленщина (XIII —XIV вв.).

                      Благоверный князь Андрей Смоленский... Прочитав имя святого, каждый заметит в нём  указание на принадлежность к Собору Святых  Смоленских. Значит, этот князь бывал в нашем го­роде и, возможно, правил. Так давайте обратимся к истории Православной Церкви на Смоленщине в XIII веке.

                      Смоленск XII — начала XIII веков — очень круп­ный город Древней Руси. По количеству монасты­рей — центров культуры и просвещения — Смоленск занимал 4-е место после Киева, Новгорода (по 17 монастырей) и Владимира (6 монастырей). По сведениям Е. Е. Голубинского, в Смоленске было 5 монастырей, по другим сведениям -8.

                      К началу XIII века относится проповедническая деятельность св. Авраамия Смоленского (умер около 1219 года).

                      Спустя несколько лет (в 30-х годах) на Русь об­рушивается страшный удар — нашествие татаро- монголов, Смоленск уцелел от татаро-монгольско­го разорения. Победа над врагами осмыслена как следствие заступничества Богоматери, сложив­шейся над городом и оказавшей ему чудесную по­мощь, повелев благочестивому воину Меркурию поразить татар на пути к Смоленску.

Отбивал ты многие атаки,

Город мой любимый, постовой.

Славно против половцев сражался,

Не захвачен был татар ордой.

Воин твой возлюбленный Меркурий

Город спас от силищи лихой.

В стан проник он конницы татарской,

Принял там неравный бой...

(Лысенко Андрей «Страницы истории»)

 

                      И хотя полчища татаро-монголов и не вошли в город, тяжесть ига начинает чувствоваться и в Смоленске.

                      Далее в истории православной церкви нашего края упоминается имя святого князя Феодора Ростиславича, в руки которого перешла власть в кня­жестве после смерти Смоленского князя Михаила Ростиславича (1279 год). Прежде чем вступить во владение Смоленской вотчиной, Феодору следова­ло получить официальное разрешение хана (Смо­ленск всё же покорился хану, и платил дань). Князь едет в Орду за ярлыком на княжение, где ему при­ходится задержаться на долгие три года ради ис­полнения придворной службы. Получив долгожданный ярлык, Феодор из Орды отправляется в  Ярославль, т. к. одновременно являлся князем  и Ярославским.

                      Занятый событиями в Ярославле, Феодор Ростиславич оставил наместником в Смолен­ске своего племянника Андрея Глебовича (святой Андрей Смоленский), который «за некую крамолу и братоненавидение» удалился в Переславль.

                      Власть Феодора закончилась в 1299 году.

                      С XIV века Смоленск начал переживать упадок, связанный с нашествием татаро-монголов.

 

Жизненный путь благоверного князя Андрея Смоленского.

                      Мало известно о жизни многострадального князя Андрея Смоленского: его имени летописи не упоминают, написанное в древности житие его к XVI столетию было утеряно, а народная память сохранила немного фактических известий о нём.

                      Рассказывали, что он, изгнанный «за некие крамолы от братии», вероятно, потерпев поражение в династическом споре за престол, тайно оставил своё княжество и под видом нищего пришёл в Переславль, где и прожил, никем не узнанный, бо­лее 30 лет (приблизительно с 1260 по 1290 год), служа пономарём в Святой Никольской церкви.

                      Жизнь и подвиги свои тщательно скрывал от взоров человеческих.

                      Лишь по смерти благоверного Андрея на теле его нашли «златую цепь и перстень, и малое о нём списаньице» — собственноручную запись о проис­хождении: «Аз есмь Андрей, един от Смоленских князей».

                      Как видим, о князе-пономаре знали чрезвычай­но мало.

                      Гробницу благоверного Андрея сограждане ок­ружили благоговейным почитанием. Приходившие с верою к ней получали исцеление. Лик его писал­ся на иконах. Ему была составлена особая служ­ба. Однако в XVI веке память его была забыта, и тщетно старался преподобный Даниил Переяслав­ский добиться его прославления.

                      Святой князь причислен к лику святых только в 1748 году.

                      Дошедшие до нас сведения о благоверном кня­зе Андрее лишь в самых общих чертах излагают жизненный путь святого.

                      На многие вопросы, связанные с личностью князя-пономаря, был бы найден ответ, если бы со­хранилось его житие; в том числе, наверняка, мы узнали бы, почему тело святого (вероятно, по его завещанию) было обёрнуто берестой. Надеемся, что когда-нибудь на них отыщется ответ, а память о святом Андрее Смоленском не прекратится во­век, ибо Господь всегда прославляет угодивших ему.

 

Обретение мощей святого.

                      Вот как предстаёт перед читателем история об­ретения мощей благоверного князя Андрея в изло­жении автора жития святого Даниила Переяслав­ского:

                      Переяславский игумен Даниил, находясь в 1539 году в Москве с ходатайством о необходимо­сти возобновления Переяславль-Залесских храмов Иоанна Предтечи и Святого Николая, докладывал, кстати, малолетнему Великому князю Ивану Васи­льевичу и митрополиту Иоасафу, что 27 октября он «неким от Бora извещением обрёл мощи блажен­ного князя Андрея Смоленского у церкви Святого Николая перед вратами града (сокрытые в земле), от которых тогда были многие исцеления недуж­ным». При атом он просил благословения влады­ки на открытие гробницы князя, чтобы собствен­ными глазами убедиться в истинности народного мнения о покоящихся в ней нетленных чудотвор­ных мощах. Получив просимое разрешение, он вскоре сообщил об обнаруженном: «хотя тело при­частно тлению, но, однако, суставы вместе были, не рассыпались». Видом покойный князь Андрей оказался русоволос, с отпущенными волосами; его одеяние с медными пуговицами сохранилось в це­лости и лежало рядом; сами же нетленные кости были обёрнуты испускавшей благоухание берес­той, обладавшей целительной силой для прикасав­шихся к ней с верою.

                      Однако присланная из Москвы комиссия для освидетельствования чудотворных мощей в соста­ве Чудовского архимандрита Ионы и Успенского протопопа Гурия признала неудовлетворительны­ми свидетельства трёх человек о чудесных исце­лениях у гроба благоверного князя. Поэтому, не­смотря на то, что игумен Даниил показал им древ­нюю икону этого смоленского чудотворца, а также и записанные «в старых книгах» стихиры и канон, которыми ещё недавно почитали в церкви память благоверного князя, убедить архимандрита и про­топопа не удалось, и останки святого были вновь погребены в земле в новом гробу.

Поражённый недоверием к святыне, преподоб­ный игумен предрёк не поверившим в истинность чудотворений «митрополиту Иоасафу скорое отлу­чение от престола, архимандриту же Ионе скорби нахождение и власти лишение, протопопу же Гу­рию — любимейшего сына лишение». Но те лишь, посмеялись над Даниилом; «Он от великой старо­сти рассудка лишился!» Хотя впоследствии всё свершилось по словам преподобного.

 

Архиепископ Филарет Гумилевский о благо­верном князе Андрее Смоленском.

                      Преосвященный Филарет (Гумилевский), под­вергая сомнению истинность даты кончины, указанной в святцах (1292 год), предлагал свой взгляд на проблему. Он считал, что этим святым был сын князя Феодора Константиновича Слепого Андрея Коробя. Феодор Слепой был современни­ком Великого князя Симеона, а сам Андрей, по мнению преосвященного Филарета, умер не ранее 1390 года. В подтверждение своего предположения автор обосновал странничество князя дроблением Смоленского княжества, а также предположил, что Иван III мог взять цепь и перстень Андрея, ибо от кончины прошло не столь много времени и они ещё хорошо сохранились. Думается, однако, что эта гипотеза малообосно­ванна, как и предложенная поправка обозна­ченного в святцах года преставления святого кня­зя: 6898 (1390) вместо 6800.

                      Нам же кажется, что «старыми» книгами, «древ­ней» иконой вряд ли могли называться Даниилом предметы лишь столетней давности, да и само от­сутствие подробного сказания об Андрее Смолен­ском также указывает на более раннее время жиз­ни сего князя. То, что его не упоминают летопис­цы в повествованиях об этом периоде отечествен­ной истории, также не удивительно. С другой сто­роны, нет достаточных оснований не доверять по­казанию Святцев. Так рукописные святцы Отенского монастыря называют дату успения святого Ан­дрея Смоленского — «лето 6800» (1292 год).

                      Таким образом, если князь Андрей преставил­ся в 1292 году, следовательно, он пришёл в Переяславль в начале 1260-х годов.

                      Следовательно, можно с уверенностью ска­зать, что благоверный князь Андрей Смоленс­кий жил в XIII веке.

 

Заключение.

                      Не один век прошел после преставления святого князя, но память о нем вечна.

                      До нашего времени он покоится в Свято-Никольской церкви.

                      Принадлежит к Собору Святых Смоленских и Ростово-Ярославских.

                      Память благоверному князю Андрею отме­чается 9 ноября/27 октября (перенесение мо­щей в 1539 году) и 5 июня/23 мая.

                      Очень трудно говорить о святости Благоверно­го князя Андрея Смоленского, ведь нам так мало о нем известно. Но даже исходя из этих немного­численных фактов, я уверена, что Благоверный князь сыграл большую роль и при жизни, и после преставления.

                      Мы говорим о его подвигах, не зная, каковы они, но зло и гнусные дела ни в какие времена не назывались громким словом — подвиг. Он немало сделал для Святой Никольской церкви, и я думаю, помог не одному человеку.

                      Люди, приходившие к нему с верой и почитани­ем, получали исцеление.

                      Мы много не знаем об этом Святом, но такой высокий чин святости, благоверный князь Андрей Смоленский получил за веру в Бога, за добрые дела, за истинную христианскую любовь к людям...

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.      Энциклопедия православной святости. Т. I. Москва, 1997.

2.      Русские Святые; подвижники благочестия и агиографы. Словник-указатель. Сост. И. В. Владышевская, В. Л. Сороки­на. М.: «Русский мир», 1992.

3.      Свет Христов просвещает всех. Сост. протоиерей Ми­хаил Горовой, Т. Н. Юрченко. Смоленск, 2000.

4.      Смоленские епархиальные ведомости. №№ 3—4, 1997.

5.      «История», приложение к газете «1 сентября» № 40, 1996.

6.      Смоленские новости. 15 окт. 1994.

7.      Филарет «Нравственность христианина». АО «Россий­ский писатель». Москва, 1991.

8.      Смоленские епархиальные ведомости. № 1, 1996.

9.      Смоленск. Краткая энциклопедия. Гл. ред. Д. И. Буда­ев. Смоленск: ТРАСТ-ИМАКОМ, 1994.

10.   История России. Ред. А. А. Радугина. М.: «Центр», 1997.

Комментарии:

Добавить комментарий:

Православный календарь
Миссия

Причастие

Евхаристия (причастие) — главное Таинство Церкви, установленное Господом Иисусом Христом накануне Его спасительных страданий, крестной смерти и воскресения. Участие в Евхаристии и причащение Телу и Крови Христовым является заповедью Спасителя...

подробнее

Таинство Покаяния (Исповедь)

Покаяние есть таинство, в котором исповедующий свои грехи, при видимом изъявлении прощения от священника, невидимо разрешается от грехов Самим Иисусом Христом (Катехизис).

подробнее

Таинство Крещения

Креще́ние – одно из семи Таинств Церкви – духовное рождение (Ин. 3:5). После крещения человек становится членом Церкви, и может принимать участие в Церковных Таинствах.

подробнее

Таинство Венчания

Венчание – это таинство Церкви, в котором Бог подает будущим супругам, при обещании ими хранить верность друг другу, благодать чистого единодушия для совместной христианской жизни, рождения и воспитания детей.

подробнее

Расписание богослужений

Будние дни
Всенощное бдение – 18.00, Литургия – 9.00

Воскресные и праздничные дни
Всенощное бдение – 18.00, Ранняя литургия – 7.00, Поздняя литургия – 10.00

Молебны с акафистом
Вторник – Смоленской иконе Божией Матери «Одигитрия»
Четверг – поочередно (через неделю) – святителю Николаю Мирликийскому Чудотворцу; преподобному Серафиму Саровскому
Воскресенье – поочередно (через неделю) – Господу нашему Иисусу Сладчайшему; Казанской иконе Божией Матери