214000, г. Смоленск, Соборный двор, 5
+7 910 110 45 60
smolenskiyuspenskiysobor@gmail.com

Смоленский

СВЯТО-УСПЕНСКИЙ

кафедральный собор

К 130-летию со дня рождения А. А. Солодовникова

Добавлено: 11.08.2023

 

«Извечная чудесность бытия».

Елена Лышковская, писатель.

 

                     Александр Александрович Солодовников – русский духовный поэт, писатель, драматург, композитор, музыкант. А также юрист, экономист, муж, отец, узник с многолетним стажем – 19 лет тюрем, лагеря, ссылки. Такой «послужной» список, если кратко. Обратимся к поэзии этого автора в контексте особенностей его биографии. Поэзия А. А. Солодовникова многогранна, затрагивает философские и религиозные проблемы бытия, историю и судьбы России. Религиозность литературы не всегда напрямую связана с церковностью, это может быть следствием особого миропонимания. Творчество Солодовникова в молодые годы определяется именно этим: будучи православным, он был далёк от Церкви, но духовность, формировавшаяся, прежде всего, под влиянием семьи, ориентировала его на внимательное отношение к своей душе. Какой бы темы он ни касался, его произведения отражают не только Божий мир в различных его проявлениях, но и духовный труд автора.

До переворота 1917 года он пишет:

«…Который раз весною я обманут!
Из тех, что безвозвратно канут,
Столь многие надежды мне близки.
 
И вот я в тёмной церкви бью поклоны,
Чтоб избежать мучительной тоски,
Когда придёт весенний «шум зелёный»!»

(«Предвесенний сонет», до 1914 г.)

«…Вода в реке притаилась,
Стоит отражая зарю,
А я поклоняюсь Царю,
Земле пославшему милость…»

(«На охоте», 1915 г.)

 

«…Предчувствие… Воспоминанье…
Нерастолкованная весть,
Иль неразгаданное знанье, -
Но что-то в сердце нашем есть.»

(«Предчувствие», 1916 г.)

 

После 1918 года звучит иное:
«…Я крест на шее отыскал,
Он оказался цел.
Её церковный скрыл портал,
А я войти не смел.»

(«В октябре 1918 г. У храма Христа Спасителя»)

 

                     А пребывание в условиях несвободы из подающего надежды поэта, похожего на многих других, сделало его заметным духовным поэтом:

«…О, если б воздвигнуть мёртвых
Откинув крышки гробов,
И сколько бы было простёртых
Живых у ног мертвецов!

Вина перед ними грозно
Совесть мою тяготит,
Но Господу всё возможно,
Он даже меня простит.»

(«Покаяние», 1921 г.)

 

                     С годами проявление духовной глубины в творчестве А. А. Солодовникова всё более возрастает. «Ни лобзания Ти дам, яко » (1957-1958 гг.) - так называется одно из стихотворений поэта, написанных по возвращении из ссылки. Эти строки звучат в одной из молитв к Причастию.

«Ночью в сад за преданным Христом
С поцелуем подошёл Иуда.
Господи, мы тоже предаём
Поцелуями Тебя повсюду.
 
Причащаться к Чаше приходя,
Сбросив с сердца ледяную груду.
Тайный голос слышу я всегда:
«Ни лобзания Ти дам, яко Иуда».

 

Ставлю ли я к образу свечу,
Деньги ли передаю на блюдо,
Постоянно с робостью шепчу:
«Ни лобзания Ти дам, яко Иуда».
 

Если я живу, как фарисей,
И по мне судить о вере будут,
Не услышу ль в совести своей:
«Ни лобзания Ти дам, Яко Иуда».
  
Ближнего ль придирчиво сужу,
За собой не замечая худо,
Каждый раз испуганно твержу:
«Ни лобзания Ти дам, яко Иуда».
  
Всё, чем Ты не славишься во мне,
Осуждает горько мой рассудок,
И звучит в сердечной глубине:
«Ни лобзания Ти дам, яко Иуда»

Не могу исправить сам себя,
Жду спасенья своего, как чуда.
Да смиренно веря и любя,
«Ни лобзания Ти дам, яко Иуда».

                     Александр Солодовников был истинным христианином. Смею утверждать, что именно вера в Бога помогла достойно претерпеть все обстоятельства, случившиеся в его жизни, и потому ничто не привело его к скудению любви к людям, русской природе, Москве, в которой он родился.

«Иду по Москве, по асфальтовой корке,
Гляжу: на асфальте топорщатся горки…
Усилием воли, могучей, как сталь,
Какой-то силач пробивает асфальт.
И вот он просунул победный флажок:
Зелёный листок, тополёвый росток.
Машиною крепкой укатано было,
Но сила росточка асфальт победила
……………………………………………
Программа, теория, жёсткий устав
Слабее живого давления трав!

 

                     Это стихотворение - «На московском асфальте» - написано летом 1964 года, когда автору было уже 70 лет.

                     Родился Александр Александрович Солодовников 24 июня 1893 года. В 2023 году исполнилось 130 лет со дня его рождения. Папа Александр Дмитриевич (1868 – 1931 гг.) был известный московский правовед, но при этом, по воспоминаниям близких, добрейший человек. Мама Ольга Романовна, урождённая Мальмберг, (1873-1931 гг.) дополняла добротой своего мужа и пережила его всего лишь на 3 недели, упокоившись в возрасте 58 лет.

                     Родители Александра любили музыку, литературу и привили своим детям любовь к прекрасному. В 1962 году в предисловии к сборнику пьес «Святки в семье Солодовниковых», он так напишет: У неё <матери>было чудесное сопрано. Она сама себе аккомпанировала на рояле, и кажется, никто так не волновал душу исполнением песен Шуберта, романсов Чайковского и «Сирени» Рахманинова, как она». Видимо, поэтому любимым цветков поэта стала сирень.

Сирень! Сирень! Опять Рахманинов
Волнует глубь души моей,
И в старом сердце пенье мамино
Звучит из дальних ясных дней…

(«Сирень», 1957 г.)

 

                     Дед Дмитрий Дмитриевич Солодовников был купцом 2 гильдии, крепким хозяином, имевшим достаточный капитал для ведения широкой торговой деятельности, но при этом обладал добрым и мягким характером, почитал Бога и верил в промысел Божий. Бабушка Любовь Алексеевна, как и её муж, которого она нежно любила, была православной и глубоко верующей.

                     По материнской линии также прослеживается коммерческая купеческая линия. Дед Роман Романович окончил Императорскую Московскую Практическую Академию коммерческих наук, обладал красивым баритоном, пел на балах и концертах Академии, где и познакомился со своей будущей женой. Бабушка Александра Алексеевна – урождённая Абрикосова, чей отец Александр Иванович Абрикосов был основателем Торгового дома «Абрикосов и сыновья» и кондитерской фабрики (концерн «Бабаевский»).

                     Портрет А.И.Абрикосова кисти В.А.Серова находится в Государственном Историческом музее Москвы. Такое глубокое погружение в родословие А.А.Солодовникова не случайно – слова «семья», «дом» для него не были пустым звуком. Он любил свою семью, куда включал всех своих родственников, в том числе, и по линии его жены. Можно с уверенностью утверждать, что семья для Александра была той самой «малой Церковью», которая стала его оплотом в годы безбожия, гонения на Церковь Христову, испытаний репрессиями.

                     В 1961 году в своих заметках по поводу домашних спектаклей, которые разыгрывались по его сценариям с 1921 года ещё на квартире родителей, Александр Александрович напишет: «Бурные события нарушили преемственность семейных традиций, оторвали людей от родного корня, разметали их по белу свету. А мне хочется, чтобы дети росли не безродными, чтобы дух семьи, связь с дедами и прадедами сохранились в них. Для этого и описываю домашние спектакли, в которых участвовали матери, отцы и дедушки моей родной молодёжи, когда сами были в большинстве своём подростками. … Казалось, что ДОМ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ, царствующие в семье отношения, основанные на неограниченном доверии и любви, сохранятся, несмотря на ледяные ветра Истории, как трава возрождается каждый раз после зимы».

                     Кроме Александра, в семье Солодовниковых было ещё четверо детей: сестра Анна (1894 г.р.); брат Георгий (1896 г.р., умер в 1915 г. от тяжёлой болезни); брат Николай (по-домашнему Кока, 1898 г.р.); брат Алексей (по-домашнему Люсик, 1910 г.р.). Все дети, получили прекрасное воспитание и образование, владели языками, музицировали, братья, как и их отец, неплохо рисовали.

                     Александр с детства писал стихи, впитывая поэзию через книги Пушкина, Тютчева, Фета, Хомякова и других выдающихся поэтов XIX века. Его любимым поэтом до конца жизни останется А.С. Пушкин:

 

«…Жить в покосившейся избушке,
Сухой кусок иметь в обед,
Но быть с тобой, мой дивный Пушкин,
Мой ослепительный поэт.

И головой твоей курчавой
Ласкать заворожённый взор.
Чтоб забывать наш век лукавый –
Насилье, зависть, ложь, раздор.»

(«Пушкину», 1929 г.)

 

                     В мае 1912 года – 19 лет – Александр Солодовников с отличием и золотой медалью окончил Императорскую Московскую Практическую Академию коммерческих наук, в которой когда-то учился его дед по линии матери Р.Р.Мальмберг. Его первые литературные опусы были опубликованы именно в академическом журналом.

                     Обладая пытливым умом, будучи разносторонне одарённым, Александр не остановился в вопросе обучения наукам - осенью 1912 года он продолжил учёбу на юридическом факультете Московского Университета. В начале XX века в Университете учились блестящие русские поэты Валерий Брюсов, Максимилиан Волошин, Андрей Белый, Сергей Клычков, Борис Пастернак, и вполне возможно, что Солодовников с ними пересекался, будучи увлечён далее события истории развиваются стремительно, поэтому необходима некоторая детализация для понимания влияния на личностное развитие и творчество А.А.Солодовникова обстоятельств, в которых он оказался.

                     1 марта 1914 года Александра призывают в армию, но как студенту дают отсрочку до 1920 года. Кто же знал, что 28 июля 1914 года начнётся Первая Мировая война, а потом и лихие времена. Он продолжает учёбу и одновременно работает в лазарете, размещённом в Академии, которую окончил 2 года назад. С сентября 1915 года, будучи активным студентом, он поступает на работу в Московский купеческий банк, где работает до июня 1916 года, а затем уходит для подготовки к экзаменам, успешно их сдаёт в начале декабря и становится профессиональным юристом с большими 22 декабря 1916 года А.А.Солодовников получает повестку о призыве ещё в Русскую Армию, проходит комиссию – «годен». После краткосрочных курсов, будучи выпущенным из Университета действительным студентом, т.е. личным дворянином, служить начинает младшим офицером, в звании прапорщика. В январе 1917 года его направляют в Николаевское артиллерийское училище в Киеве. Уже в августе – после окончания училища – он служит в Москве. 9 сентября 1917 года Александр получает предписание отправиться 13 сентября в распоряжение Дежурного Генштаба Главнокомандующего Юго-Западного Фронта – через Киев в Бердичев.

                     Однако, уже началась революционная смута. И многие части Русской Армии не находятся по месту своей дислокации, часто её сменяют. А. А. Солодовников вынужден был фактически демобилизоваться. В январе 1918 года он вновь подаёт заявление в Университет о поступлении на историко-филологический факультет «для пополнения своего образования» хотя до февраля 1918 года он ещё в резерве Русской армии. Со слов З. Р. Моложатовой-Мальмберг, двоюродной сестры Александра, и близких друзей семьи, в первой половине 1918 года поэт находился среди участников Белого движения. В его стихах того времени прослеживаются нотки сочувствия этому движению. Например, в стихотворении «Звезда войны» (1917 г.) - войдёт в подборку стихов «Битвы. 1914-1919», включенную позднее в сборник «Дорога жизни. Путь познания. 1973» - с эпиграфом «Радость чуя, /Не хочу я /Ваших битв» (А.А.Фет «Сновиденье»):

 

«Кровавая светит звезда…
Исполнилась адская плутня.
И тонут в крови города…
Прощай, моя милая лютня,
Прощай, моя нежная лютня,
И я призываюсь туда.
  
Прощай, вековой погребок,
Душистые винные бочки.
Я стал непонятен и строг –
У сердца на тонкой цепочке,
На тонкой старинной цепочке
Ношу золотой образок.
 
Над образом панцирь стальной,
Под образом – тихая дверца,
За нею струящийся зной,
Любви не вместившее сердце.
Тоской просветлённое сердце
И этой безумной войны.
 
За то ли, что думал я сжечь
Мечты о гордыне и силе
И стадо смиренно беречь,
Они в мою руку вложили,
Насильно мне в руку вложили
Тяжёлый рыцарский меч…»

 

                     Упоминаемый меч отражает идеологию Белого движения - крестовый поход против большевизма, рыцарство нового времени. Но, похоже, Александр разочаровался и в таком «романтическом» посыле – братоубийственная война не для него.

                     Но 2 сентября 1918 года – Александру 25 лет – его призывают уже в Красную Армию и с 15 ноября 1918 г. по 1922 г. – по приказу Реввоенсовета Республики назначают помощником начальника отделения при Московском интендантском складе крепостных артиллерий. В этот же период – с 1919 по 1921 гг. – он отбывает первый срок по ложному обвинению. Как напишет в 1993 году племянник Юрий (сын брата Алексея), арест произошёл «по обвинению в принадлежности к антиреволюционной группировке». Более 6 месяцев Солодовников пробыл в Бутырской тюрьме. В 1920 г. его переводят в тюрьму г. Саратова, затем в лагерь под Саратовом, где он проработал с 31 января по 23 июля 1921 года. Освободили Александра с абсурдной формулировкой - «в связи с перегрузкой мест заключения», - при отсутствии виновности. В этот период А. А. Солодовников напишет почти 40 стихотворений «тюремного цикла», в том числе знаменитую «Решётку»:

 

«Решётка ржавая, спасибо,
Спасибо, старая тюрьма!
Такую волю дать могли бы
Мне только посох и сума.

Мной не владеют больше вещи,
Всё затемняя и глуша.
Но солнце, солнце, солнце блещет
И громко говорит душа.
 
Запоры крепкие, спасибо!
Спасибо, лезвие штыка!
Такую мудрость дать могли бы
Мне только долгие века.
 
Не напрягая больше слуха,
Чтоб уцелеть в тревоге дня.
Я слышу всё томленье духа
С Екклезиаста до меня.

Спасибо, свет коптилки слабый,
Спасибо, жёсткая постель.
Такую радость дать могла бы
Мне только детства колыбель.
  
Уж я не бьюсь в сетях словесных,
Ища причин добру и злу,
Но в ожиданьи тайн чудесных
Надеюсь, верю и люблю.»

 

                     Позже, в 1970-е годы на это стихотворение композитор Пётр Старчик написал песню, которую пели на этапах заключённые новейшего времени. Тогда, в заключении, было создано и другое замечательное стихотворение с говорящим названием «Молитва» (1920 г.):

 

«Я ношусь облетевшим листом
По долине безрадостно снежной…
Помяни меня в Царстве Твоём,
Иисусе, печальный и нежный.
Вспомнив лик свой младенческий, прежний,
Мне бы вновь заструиться теплом…
Иисусе, печальный и нежный,
Помяни меня в Царстве Твоём…»

 

                     Можно сказать, что этот первый тюремный срок стал поворотным в его судьбе – до тюрьмы он хотя и был верующим человеком, но не церковным. А по возвращении в Москву, Александр очень скоро воцерковился. Это был путь многих выдающихся людей того времени – кто-то принимал сан, кто-то крестился, хотя это и грозило репрессиями. В круг общения Солодовникова теперь входят церковные люди, а сам он становится прихожанином храма Николая Угодника в Толмачах, что рядом с Третьяковкой, где в те годы служил замечательный пастырь – отец Илья Четверухин, причисленный в 2002 году к лику святых. Любимой фразой о.Ильи на проповеди была фраза «Слава Богу за всё!». Спустя почти 40 лет с момента встречи с этим священником А. А. Солодовников так озаглавит свой основной сборник. В 1992 году вышли воспоминания сына священника Серафима Четверухина, где он упоминает Солодовниковых: «Были люди учёные и неучёные, разного происхождения и воспитания, но все они объединялись глубокой верою в Бога, благочестием, любовью к храму, к своему духовному отцу и друг к другу.

                     Начинаешь вспоминать и видишь такие светлые, ласковые лица.Перечислить их нет возможности, а не упомянуть – грех. Представитель известной в Москве своей благотворительностью купеческой семьи Александр Александрович Солодовников с женой…». Когда закрыли этот храм (1929 г.), вся паства отца Ильи вместе с ним перешла в церковь Григория Неокесарийского на Полянке. А когда о.Илью арестовывают, в этот же год – в храм Николы в Плотниках, к о. Владимиру Воробьёву (до его ареста в 1930 г.), деду о.Владимира Воробьёва, настоятеля храма Николая Угодника в Кузнецах, ректора ПСТГУ. Солодовников посещает храм Ильи Обыденного, куда в 1956 году после лагеря придёт на исповедь к о.Александру Толгскому и где его в своё время отпоют - полным чином при большом стечении народа. Будет это через полвека.

                     А после заключения Александр возвращается на интендантский склад, но 25 октября 1922 года завершается Гражданская война и для многих «бывших» начинаются бытовые проблемы. Образованному, талантливому А. А. Солодовникову не дают работать в соответствии с юридическим образованием (установка в отношении лиц дворянского, купеческого происхождения – дабы не пытались сравнительно трактовать законодательство нового государства и Царской России). Он с трудом устраивается на работу бухгалтером.
 Жизнь продолжается. Несмотря на политические бури, согласно справке от 4 июля 1922 года, Александр Александрович Солодовников уже состоит во Всероссийском Союзе поэтов при Наркомпросе. А в 1923 году в возрасте 30 лет Александр женится на очень красивой женщине Нине Паутынской, дочери поляка, владельца цементного завода в Подольске, и француженки Нине Станиславовне 29 лет, и этот брак был поздним для обоих. Хотя Н.С. Паутынская происходила из католической семьи, она приняла православие, но была более сдержанна в вопросах веры, чем её супруг. Солодовниковы обвенчались. Не все родственники Александра видели перспективу этого брака, считая, что между образованным, деятельным Александром и не дипломированной, склонной к богемному образу жизни Ниной нет ничего общего, кроме дня рождения – оба родились 24 июня.

                     Было и другое мнение – «идеальная пара». Значительно позже, в 1964 году, в письме племянникам он напишет так: «…не будем никого судить, а будем стараться понимать. Тётя Нина обладает многими достоинствами. Она совершенно бескорыстна, не гонится за деньгами, ни за лестными знакомствами, абсолютно чужда болтливости, склонности к пересудам, не вмешивается ни в какие квартирные склоки, её уважают и ценят за это все соседи, она щепетильно точна в расчётах и идеально честна, но при этом крайне самолюбива… Вот это ключ к её характеру –  самолюбие… Она воспитана барышней-неумехой и при том физически слаба и труслива. Это вызывает к ней жалость и нежность. Получилось так, что она мне свыше доверена, и я должен довести её за руку до конца…». В любом случае, это был брак по любви – поэт был романтически увлечён, видел будущее вместе с Ниной, посвящал ей стихи:

 

«Купили кольца днём весенним,
И пела весело вода,
Что эти кольца мы наденем,
Как дети счастья – навсегда…»
(«Обручальные кольца», 1923 год)

 

                     Рождение детей – дочери Мариночки, которую он называл Мисюсь, (25 мая 1925 года) и сына Серёжи (4 октября 1926 года) – ещё более укрепило эту семью. Александр оказался очень хорошим отцом.

 

«…Дети, цветы и птицы,
Сердца их не знают гроз,
У них посылал учиться,
О них говорил Христос.»

(«Дети», 1928 г.)

 

                     К сожалению, дети умерли в раннем возрасте. Серёжа – трёхмесячным младенцем от воспаления лёгких. Мариночке было почти 9 лет - в 1934 году заболела скарлатиной, по недосмотру врачей её положили в палату к мальчику с тяжёлой формой дифтерии, которой она заразилась и умерла. Для Александра и Нины это была страшная трагедия! Кроме того, незадолго до этого печального события – в 1931 году – у Александра один за другим умирают родители. Вот тогда-то, в сорок лет, у него появился первый рукописный сборник «Стихи», отпечатанный на машинке, в котором было и такое стихотворение», датированное 1934-1937 гг.:

 

«С тех пор как она на небо
Вошла в покой голубой,
Я понял – монашеский жребий
Предназначен мне был Тобой
  
Уж не как летучее слово,
А как сердца живую боль,
Постиг я тщету земного
И земли настоящую соль.
  
И бессонное моё око
Обратилось уже навсегда
К живущему в лучах высоко,
Где блестит и моя звезда.»

 

                     Семейные спектакли в родительском доме больше не ставились. Но любовь к детям была велика, и спустя 3 года после смерти дочери – в сезон 1937-1938 гг. – в Московском Театре Юного зрителя ежедневно со 2 по 6 января ставился ёлочный спектакль-представление «Ёлка». На афише, которая чудом сохранилась, было указано: «Ёлка. Текст А.А.Солодовникова». Тема ёлки часто звучит в творчестве поэта – для него это некий символ объединения семьи, прочности земного мира, символ праздника и радости. Не случайно, до 1935 года были запрещены «ёлки» - в их проведении усматривалась связь с христианской обрядностью. Судя по событиям, которые произойдут потом, на автора «Ёлки» обратили внимание не только добрые зрители, но и те, кто выполнял план по арестам.

                     9 октября 1938 года Александр Александрович был арестован и провёл полгода в московской тюрьме - 26 марта 1939 года Военный трибунал Московского военного округа его полностью оправдал, его освободили, но ненадолго. Через полгода после ареста 1938 года – 21 сентября 1939 года - Александра вновь арестовали и заключили в тюрьму по тому же «делу» - шпионаж в пользу германской разведки. Предположительно, это было связано с перепиской, которую он вёл с сестрой Анной, проживающей за границей, а также в связи с тем, что он поставил свой адрес на посылке для какого-то арестованного, которого даже не знал (без обратного адреса посылки не принимались). В течение 4-х месяцев Нина Станиславовна не могла получить о нём никаких сведений и послала прокурору СССР Панкратьеву ходатайство с просьбой освободить мужа как невиновного. Ходатайство не было удовлетворено, и 17 апреля 1940 года постановлением Особого совещания НКВД А.А.Солодовников был осужден на 8 лет, с 29 сентября 1938 года по 29 сентября 1946 года, по ст.58 УК – контрреволюционная деятельность.
Поэт был сослан в Магаданскую область, на Колыму, лагерь ИТЛ АВ/9, где работал в тяжелейших условиях на рудниках с 19 июля 1940 года. Но несмотря ни на что он писал удивительно светлые стихи:

 

«Свершает ночь своё богослуженье,
Мерцая, движется созвездий крестный ход.
По храму неба стройное движенье
Одной струёй торжественно течёт.
……………………………………..
Но вот прошли небесные светила,
Исполнен чин, творимый бездны лет,
И вспыхнуло зари паникадило.

Хвала Тебе,явившему нам свет!»

(«Ночь под звёздами». Зима. 1940 Колыма. Ночная смена)

 

Ёлка сияет светлым убором,
Свечи лучатся мягким теплом.
Мы запеваем негромким хором
Дружную песню за столом.
………………………………….
Какая радость мирное время,
Обильный стол, вино в хрустале!
Какая радость вместе со всеми
Сидеть в уюте и тепле!»
(«Ёлочные грёзы». 1941, Колыма. Ночная смена)

 

                     Он выжил явно по промыслу Божию - помог и такой настрой, и американский лётчик, потерпевший аварию в районе лагеря, получивший тяжёлые травмы, и помещённый в лагерную больницу. Александру Александровичу, владевшему языками и имевшему опыт работы в госпитале, поручили ухаживать за лётчиком. Американцу полагался хороший продуктовый паёк, которым тот из благодарности и дружеской симпатии делился с Александром в течение всего долгого периода своего выздоровления. Благодаря этому поэт остался жив – в то время в лагере был голод, и большинство заключённых погибли. Была и особая встреча – с молитвенником земли Русской старцем Андроником Глинским, который его морально поддерживал.

 

«Охотское море колышется мерно,
Преступников в лагерь везёт пароход.
Великое горе, великую скверну,
Людское крушение «Джурма» везёт.
………………………………………..
Он не дрожит перед бедой,
Он всех подбодрит шуточкой,
Старик с опрятной бородой
В какой-то старой курточке.
……………………………………….
Но вот он санитар в больнице,
С ним хорошо больным лежится,
Он как-то помогает им.
Да только ли больным?
…………………………………….
В бараке, в полутёмных сенцах
Он исповедует,
Епитрахилью – полотенце,
Но сердце ведает

Как на тебя легко ложится
Его рука,
Как может дух омолодиться
От старика.

(«Старец Андроник. (А.А.Лукаш», 31.07.1958 г.)

 

«Я долго мечтой обольщался,
Что старцу запомнились мы,
Все те, кто с ним близко общался
В распадках седой Колымы.
  
Я с ним комариной тайгою
В толпе обречённых шагал,
Сгибался в шахтёрском забое,
На лагерных нарах лежал.
  
По прихоти десятилетий
Капризные смены судьбы
Всё стёрли… И старец ответил:
- Не знаю, не помню, забыл.
 
Боюсь, когда ангел суровый
Предстанет, о Сроке трубя,
Я снова услышу то слово:
- Не знаю, не помню тебя…»

(«Предупреждение». Старцу Андронику. 1960-1961 гг.)

 

                     Можно предположить, что Солодовников был у старца и после выхода из лагеря. А когда в 1961 году закрыли Глинскую пустынь, старец ушёл в Грузию. 8 ноября 1974 года в день Архистратига Михаила старец причастился, взял на Литургии благословение патриарха Грузии Давида. На следующий день у него случился инсульт и 21 марта 1974 года старец отошёл ко Господу. Примерно через полгода 16 ноября отошёл ко Господу и Александр Александрович Солодовников. Случайно ли? На третий день после успения старца, его духовной дочери монахине Марии Ворониной, сильно унывавшей по поводу его смерти, приснился сон, в котором старец в окружении Ангелов в золотой одежде служил у престола. «Что ты плачешь? Передай братии, что я вижу и слышу все их скорби. Пусть всё говорят мне, я буду им помогать». В 2017 г. Архиерейский Собор РПЦ благословил общецерковное почитание Глинских старцев, в том числе и преподобного Андроника. Память Собора преподобных отцов Глинских - 22 сентября, в престольный праздник Глинской обители.

                     Так как с 1940 по 1946 гг. Александр Александрович провёл в лагере, он не участвовал в Великой Отечественной войне. Брат Николай умер в 1940 году в тюрьме, в Карелии. Он тоже был поэт. В 1960 году Александр Александрович написал воспоминания «Памяти Николая Александровича Солодовникова». Он включил воспоминания в созданный им машинописный сборник, который назвал «Кока», а также в свою машинописную книгу «Семейная летопись».

                     Эта книга была создана Александром Солодовниковым на основании рукописи с таким же названием, автором которой является его брат Николай, и которая в настоящее время хранится в отделе рукописей Государственной Российской Библиотеки. Брат Алексей погиб на фронте в 1942 году.

                     29 сентября 1946 года закончился срок заключения, но ещё в течение 10 лет Александр Александрович вынужден был жить и работать «на принудительном поселении» в посёлке Сеймчан Хабаровского края. Он работал воспитателем, музыкальным руководителем в детском саду для детей лагерного начальства.

                     Затем стал работать музыкальным руководителем детского комбината при Среднеканском РОНО. Следует отметить, что дети всегда отвечали ему любовью и с интересом общались с ним. Была и ещё одна особенность в этом общении - по воспоминаниям близких людей, ребёнок мог капризничать, но стоило Александру Александровичу положить на его голову свою руку, наступала благолепная тишина. Одновременно, как актёр, он участвует в спектаклях Среднеканского Дома культуры. Много времени уделяет организации кукольного театра, а также, по указанию начальства, печатается в местной газете – стихи «на злобу дня» советской эпохи, что было очень рискованно, с учётом его статуса поселенца, а прежде и заключённого. Именно в Сеймчане было написано замечательное стихотворение «Лён» (1938-1956 гг.):

 

«…Трепи, трепи меня, Боже!
Разминай, как зелёный лён.
Чтобы стал я судьбой своей тоже
В полотно из травы превращён.»

 

                     5 января 1956 года А.А.Солодовников получил извещение о реабилитации, и уже 10 февраля в том же посёлке Сеймчан ему была назначена пенсия. А в марте, несмотря на уговоры окружающих, которые за эти годы полюбили его, Александр Александрович возвращается в Москву, на Гоголевский бульвар, где он жил ещё с родителями, а потом с женой и детьми, но в другую комнату в другой квартире, где его ждёт жена Нина Станиславовна.

                     Жизнь показала, что, несмотря на своё изящество, даже хрупкость, Нина Станиславовна была очень сильной женщиной. К сожалению, чтобы иметь работу (машинистка в Минсельхозе), она не вела личную переписку с мужем, когда тот отбывал срок – ему писала её сестра, сообщая о «московских» новостях. На работе говорила, что муж геолог, а графа о репрессированных в анкете при поступлении на работу появилась только в 1940 году. Екатерина Соколова-Ткаченко, внучка писателя Николая Евграфовича Пестова и его супруги Зои Вениаминовны, с которыми были дружны Солодовниковы, так вспоминает о Нинише (так звал свою супругу Александр Солодовников): «На блины всегда был приглашаем А.А. Иногда он приходил с супругой – Ниной Станиславовной: миниатюрной, изящной старушкой с красиво завитыми и уложенными седыми волосами. Худенькая и тоненькая, мне она всегда напоминала фарфоровую куколку, так как губы она подкрашивала помадой, а глаза её были, не взирая на возраст, небесно-голубого цвета. От неё пахло духами. Она садилась на диван возле стола и съедала не более двух блинков.

                     Дедушка Н.Е. был в этом отношении солидарен с Ниной Станиславовной. Они шутили, вспоминали «французскую» талию… И после блинов А.А. неизменно читал стихи. …Уходя, А.А. всегда целовал на старинный манер бабушке руку.

                     Старички уходили довольные и одинокие в свою комнатку на Гоголевском бульваре». Они никогда не жаловались на тесноту, прожили почти 20 лет в маленькой комнатке (13 кв.м),в которой ещё стояло пианино, до конца своей жизни в любви и уважении.

                     В августе 1968 года Александр Солодовников наконец встретился в Москве со своей сестрой Анной (по мужу Юргенс), которую очень любил, посвящал ей стихи, и с которой не виделся 46 лет, с тех пор как в 1922 году она вместе с женихом уехала в Италию учиться оперному пению, вышла там замуж и навсегда осталась за границей. К слову сказать, сестра Анна обвенчалась со своим мужем в один день с венчанием другой четы - брата Александра и его избранницы Нины – 15 апреля 1923 года.

                     До конца жизни Александр Александрович писал стихи. Его основные поэтические труды – авторские машинописные сборники стихотворений – были им составлены по возвращении с Колымы. Это был самиздат:

  • Стихи. Слава Богу за всё. 1972 г., с рукописным дополнением 1973 г.;
  • Стихи. Дорога жизни. Путь познания. 1973 г.;
  • Стихи. Дорога жизни. Попутные песни. 1965 г.;
  • Сборник из пяти пьес для детей «Святочные домашние спектакли у Солодовниковых. 1922-1962 гг.»;
  • Сборник рукописных нот «Песни Александра Солодовникова», 1968 г..

                     При жизни поэта в России были опубликованы только 6 его юношеских стихотворений в коллективном сборнике «Предрассветное» (1916 г.) с преамбулой «Чистый доход поступает в пользу лазарета студентов МКИ имени святой Валентины», и в 20-е годы его стихи для детей. Однако, за границей, куда его стихи попадали из самиздата, он публиковался под псевдонимом «Московский странник».

                     Двоюродная сестра поэта Зоя Романовна Моложатова-Мальмберг, актриса, иногда читала по радио некоторые, самые «нейтральные» его стихотворения.
Александр Александрович Солодовников всегда был активным человеком: после возвращения в Москву до 1968 года ходил в походы по Подмосковью с друзьями и их детьми, интересовался историей и создал несколько авторских машинописных литературно-исторических очерков, посвящённых Москве, которыми до сих пор пользуются экскурсоводы:

  • Московский Архангельский Собор в Кремле (путеводитель по гробницам). – М: 1963 г. – 49 с.
  • Донской монастырь в Москве (Прогулка по кладбищу) – М;1964 г – 45 с.
  • Сокровища Введенских гор (Прогулка по кладбищу) – М: 1965 г. – 40 с.
  • Ваганьковские светильники. – М: 1965 г. – 26 с.
  • Посёлок Гребнево (Движущие силы современности) – М: 1967 г. – 21 с.

                     Эти очерки должны был войти в большой труд о людях святой христианской жизни «Московский некрополь и русская культура», который А.А. Солодовников начал в 1960 г., проводя в Ленинской библиотеке многие часы.

                     Также со слов Александра Александровича было записано пять рассказов: «Артистка и маникюрша (случай из жизни)», «Пойми русского человека», «Случай с Марой», «Добрая слава», «Случай в парикмахерской».

                     До последних дней жизни А.А. Солодовников состоял членом Российского Авторского Общества.

                     Одно из лучших его стихотворений, отражающее настроение того времени «Единому» (1922-1931 гг.):

 

«Смотреть на мир – как это много!
Какая радость без конца!
Смотреть на мир и видеть Бога,
Непостижимого Отца.
По вере жить – как это много!
Не уклоняясь от креста,
По вере жить и славить Бога,
За нас распятого Христа.
В молитве быть – как это много!
Встречать сердечную весну.
В молитве быть и славить Бога –
Святого Духа тишину.

 

                     В 1971 году в возрасте 77 лет Нина Станиславовна напишет в своих воспоминаниях: «…одно могу с уверенностью сказать: красной яркой нитью через всю мою жизнь прошла и чувствовалась помощь Божья, помощь Матери Божьей, моей Мадонны, которая в последнюю минуту, до сих пор, никогда не оставляла меня. Казалось – я на краю гибели. И вдруг незримо, неведомо откуда приходило спасение». Любовь, закреплённая венчаным браком, спасительна…

                     Александр Александрович Солодовников упокоился 16 ноября 1974 года, а через два года – 4 июля 1976 года – Нина Станиславовна. Похоронены они на Ваганьковском кладбище – Александр возле своих родителей, Нина возле детей. Таким образом, они сами вошли в число «ваганьковских светильников», о которых когда-то написал Александр Солодовников, прекрасный православный поэт, драматург, писатель, музыкант, любящий муж и отец.

 

«Я долго жил незрячею привычкой
Но вдруг настал необычайный час.
И, озарён какой-то яркой вспышкой,
Я вижу мир как будто в первый раз.
Мне внове всё – чужое и домашнее,
Родимый дом и дальние края.
О, жизнь, о, таинство великое и страшное,
Извечная чудесность бытия!..»
(«Прозренье», 1956-1959 гг.)

Комментарии:

Добавить комментарий:

Православный календарь
Миссия

Причастие

Евхаристия (причастие) — главное Таинство Церкви, установленное Господом Иисусом Христом накануне Его спасительных страданий, крестной смерти и воскресения. Участие в Евхаристии и причащение Телу и Крови Христовым является заповедью Спасителя...

подробнее

Таинство Покаяния (Исповедь)

Покаяние есть таинство, в котором исповедующий свои грехи, при видимом изъявлении прощения от священника, невидимо разрешается от грехов Самим Иисусом Христом (Катехизис).

подробнее

Таинство Крещения

Креще́ние – одно из семи Таинств Церкви – духовное рождение (Ин. 3:5). После крещения человек становится членом Церкви, и может принимать участие в Церковных Таинствах.

подробнее

Таинство Венчания

Венчание – это таинство Церкви, в котором Бог подает будущим супругам, при обещании ими хранить верность друг другу, благодать чистого единодушия для совместной христианской жизни, рождения и воспитания детей.

подробнее

Расписание богослужений

Будние дни
Всенощное бдение – 18.00, Литургия – 9.00

Воскресные и праздничные дни
Всенощное бдение – 18.00, Ранняя литургия – 7.00, Поздняя литургия – 10.00

Молебны с акафистом
Вторник – Смоленской иконе Божией Матери «Одигитрия»
Четверг – поочередно (через неделю) – святителю Николаю Мирликийскому Чудотворцу; преподобному Серафиму Саровскому
Воскресенье – поочередно (через неделю) – Господу нашему Иисусу Сладчайшему; Казанской иконе Божией Матери