214000, г. Смоленск, Соборный двор, 5
+7 910 110 45 60
smolenskiyuspenskiysobor@gmail.com

Смоленский

СВЯТО-УСПЕНСКИЙ

кафедральный собор

Слово на пассии.

Добавлено: 02.04.2024

 

 

Архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий).

 

                     Повествование о последних днях и часах земной жизни Господа нашего Иисуса Христа полно глубочайших назиданий для нас. В каж­дое слово этого страшного повествования надо глубоко вдуматься и сохранить его в сердце своем. Знаю, что эти святые слова потрясают вас.

                     Знаю, что с изумлением слушали вы слова разбойника, распятого вместе с Иисусом:

                     Помяни мя, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем.

                     И еще больше волновал вас ответ Господа Иисуса:

                     Днесь со Мною будеши в рай!

                     Как! За одно исповедание распятого Христа Господом даруется ему Царство Небесное?

                     Да, да, за одно исповедание. Оно поразительно в устах разбойника Ибо Христос знал, что произошло в сердце его.

                     Попробуем и мы понять это.

                     Кто был этот разбойник? Мы этого точно не знаем, но важно для нас то, что и в Евангелиях, и у пророка Исаии он именуется злодеем, и это лишает нас права идеализировать его. Сердца злодеев темны, пол­ны стремления ко злу и преступлениям. Таково, вероятно, было и серд­це этого удивительного исповедника Божества Господа Иисуса Христа

                     В повествованиях евангелистов Матфея и Марка читаем, что оба разбойника, распятые с Господом, хулили Его и насмехались над Ним, и только святой Лука открыл нам сердце этого человека, удивительно обращенного Иисусом Христом.

                     Святитель Иоанн Златоуст полагает, что оба разбойника действи­тельно хулили Христа вначале, но потом произошла глубокая перемена в сердце одного из них, и он стал укорять другого, злословившего, и говорил:

                     Или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же? И мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приня­ли, а Он ничего худого не сделал (Лк. 23, 40—42).

                     Как же объясним мы эту поразительную внезапную перемену в на­строении сердца его, в течении мыслей его?

                     Объясним тем, что он услышал молитву Иисуса к Отцу Своему о прощении распинавших Его, изумившую и потрясшую его. На его гла­зах исполнилось то, что предсказал великий пророк Исаия за 700 лет до Христа:

                     Он истязуем был, но страдал добровольно и не открывал уст Сво­их; как овца веден был Он на заклание и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих (гл. 53).

                     Разбойник ничего подобного в жизни не видел, и поведение Крот­чайшего Иисуса, висевшего на страшном кресте, изумило и потрясло его.

                     Незримый свет Христов, воссиявший на весь мир со страшного кре­ста Его, могучей волной проник в сердце разбойника и мгновенно про­гнал всю тьму его; ярко озарил едва тлевшую искорку образа и подо­бия Божия, уже готовую потухнуть от его злодейства.

                     Могучей волной незримо излилась с креста Господня Его Божест­венная любовь к погибавшему роду человеческому, подвигнувшая Его добровольно взойти на крест и взять на себя грехи всего мира.

                     Из этого внезапно озаренного сердца излились удивительные сло­ва исповедания, признания распятого Господом:

                     Помяни мя, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем.

                     Думаю, что вправе мы так толковать эти слова разбойника и бла­годатный ответ Ему Божественного Сердцеведца Иисуса. Потому впра­ве, что в житиях святых и в истории Церкви находим немало приме­ров столь же внезапного обращения Христом к покаянию блудниц, развратников и страшных разбойников.

                     Преподобная Таисия (память 8 (21) октября), впавшая в грубый разврат, была до глубины души потрясена словами жалости и слеза­ми о ней преподобного Иоанна Колова, пошла за ним, куда повел ее, и на первом же ночлеге под открытым небом преподобный Иоанн, вне­запно проснувшись, увидел великий свет, восходивший на небо от только что умершей Таисии, сподобившейся Царствия Небесного за свое краткое покаяние.

                     Один из великих учителей Церкви — Блаженный Августин, епископ Иппонский, в юности был язычником и вел весьма развратную жизнь. Столь же внезапное и полное обращение, как у преподобной Таисии,, произошло с ним, когда случайно услышал он проповедь другого вели­кого святителя — Амвросия, епископа Медиоланского.

                     Да будет же для нас примером внезапное просветление души рас­пятого со Христом разбойника и вспыхнувшая в его сердце любовь к сораспятому с ним Сыну Божию. Ибо, конечно, без пламенной любви к исповеданному им Господу не мог он сказать своих блаженных слов: Помяни мя, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем.

                     Ибо вера в Бога рождается в сердце человеческом тогда, когда раз­горится оно любовью к Спасителю нашему, претерпевшему за нас нео­писуемые крестные муки.

                     Сперва полюбите Христа всем сердцем, прилепитесь к Нему, и тог­да исполнится веры сердце ваше, стыдом о грехах своих, за которые взо­шел Христос на крест, исполнится и подвигнется к воплям покаяния, и воскликнет вместе с обращенным разбойником:

                     Помяни мя, Господи, во Царствии Твоем! Аминь

 

Архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий).

Комментарии:

Добавить комментарий:

Православный календарь
Миссия

Причастие

Евхаристия (причастие) — главное Таинство Церкви, установленное Господом Иисусом Христом накануне Его спасительных страданий, крестной смерти и воскресения. Участие в Евхаристии и причащение Телу и Крови Христовым является заповедью Спасителя...

подробнее

Таинство Покаяния (Исповедь)

Покаяние есть таинство, в котором исповедующий свои грехи, при видимом изъявлении прощения от священника, невидимо разрешается от грехов Самим Иисусом Христом (Катехизис).

подробнее

Таинство Крещения

Креще́ние – одно из семи Таинств Церкви – духовное рождение (Ин. 3:5). После крещения человек становится членом Церкви, и может принимать участие в Церковных Таинствах.

подробнее

Таинство Венчания

Венчание – это таинство Церкви, в котором Бог подает будущим супругам, при обещании ими хранить верность друг другу, благодать чистого единодушия для совместной христианской жизни, рождения и воспитания детей.

подробнее

Расписание богослужений

Будние дни
Всенощное бдение – 18.00, Литургия – 9.00

Воскресные и праздничные дни
Всенощное бдение – 18.00, Ранняя литургия – 7.00, Поздняя литургия – 10.00

Молебны с акафистом
Вторник – Смоленской иконе Божией Матери «Одигитрия»
Четверг – поочередно (через неделю) – святителю Николаю Мирликийскому Чудотворцу; преподобному Серафиму Саровскому
Воскресенье – поочередно (через неделю) – Господу нашему Иисусу Сладчайшему; Казанской иконе Божией Матери