Архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий).
Повествование о последних днях и часах земной жизни Господа нашего Иисуса Христа полно глубочайших назиданий для нас. В каждое слово этого страшного повествования надо глубоко вдуматься и сохранить его в сердце своем. Знаю, что эти святые слова потрясают вас.
Знаю, что с изумлением слушали вы слова разбойника, распятого вместе с Иисусом:
Помяни мя, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем.
И еще больше волновал вас ответ Господа Иисуса:
Днесь со Мною будеши в рай!
Как! За одно исповедание распятого Христа Господом даруется ему Царство Небесное?
Да, да, за одно исповедание. Оно поразительно в устах разбойника Ибо Христос знал, что произошло в сердце его.
Попробуем и мы понять это.
Кто был этот разбойник? Мы этого точно не знаем, но важно для нас то, что и в Евангелиях, и у пророка Исаии он именуется злодеем, и это лишает нас права идеализировать его. Сердца злодеев темны, полны стремления ко злу и преступлениям. Таково, вероятно, было и сердце этого удивительного исповедника Божества Господа Иисуса Христа
В повествованиях евангелистов Матфея и Марка читаем, что оба разбойника, распятые с Господом, хулили Его и насмехались над Ним, и только святой Лука открыл нам сердце этого человека, удивительно обращенного Иисусом Христом.
Святитель Иоанн Златоуст полагает, что оба разбойника действительно хулили Христа вначале, но потом произошла глубокая перемена в сердце одного из них, и он стал укорять другого, злословившего, и говорил:
Или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же? И мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал (Лк. 23, 40—42).
Как же объясним мы эту поразительную внезапную перемену в настроении сердца его, в течении мыслей его?
Объясним тем, что он услышал молитву Иисуса к Отцу Своему о прощении распинавших Его, изумившую и потрясшую его. На его глазах исполнилось то, что предсказал великий пророк Исаия за 700 лет до Христа:
Он истязуем был, но страдал добровольно и не открывал уст Своих; как овца веден был Он на заклание и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих (гл. 53).
Разбойник ничего подобного в жизни не видел, и поведение Кротчайшего Иисуса, висевшего на страшном кресте, изумило и потрясло его.
Незримый свет Христов, воссиявший на весь мир со страшного креста Его, могучей волной проник в сердце разбойника и мгновенно прогнал всю тьму его; ярко озарил едва тлевшую искорку образа и подобия Божия, уже готовую потухнуть от его злодейства.
Могучей волной незримо излилась с креста Господня Его Божественная любовь к погибавшему роду человеческому, подвигнувшая Его добровольно взойти на крест и взять на себя грехи всего мира.
Из этого внезапно озаренного сердца излились удивительные слова исповедания, признания распятого Господом:
Помяни мя, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем.
Думаю, что вправе мы так толковать эти слова разбойника и благодатный ответ Ему Божественного Сердцеведца Иисуса. Потому вправе, что в житиях святых и в истории Церкви находим немало примеров столь же внезапного обращения Христом к покаянию блудниц, развратников и страшных разбойников.
Преподобная Таисия (память 8 (21) октября), впавшая в грубый разврат, была до глубины души потрясена словами жалости и слезами о ней преподобного Иоанна Колова, пошла за ним, куда повел ее, и на первом же ночлеге под открытым небом преподобный Иоанн, внезапно проснувшись, увидел великий свет, восходивший на небо от только что умершей Таисии, сподобившейся Царствия Небесного за свое краткое покаяние.
Один из великих учителей Церкви — Блаженный Августин, епископ Иппонский, в юности был язычником и вел весьма развратную жизнь. Столь же внезапное и полное обращение, как у преподобной Таисии,, произошло с ним, когда случайно услышал он проповедь другого великого святителя — Амвросия, епископа Медиоланского.
Да будет же для нас примером внезапное просветление души распятого со Христом разбойника и вспыхнувшая в его сердце любовь к сораспятому с ним Сыну Божию. Ибо, конечно, без пламенной любви к исповеданному им Господу не мог он сказать своих блаженных слов: Помяни мя, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем.
Ибо вера в Бога рождается в сердце человеческом тогда, когда разгорится оно любовью к Спасителю нашему, претерпевшему за нас неописуемые крестные муки.
Сперва полюбите Христа всем сердцем, прилепитесь к Нему, и тогда исполнится веры сердце ваше, стыдом о грехах своих, за которые взошел Христос на крест, исполнится и подвигнется к воплям покаяния, и воскликнет вместе с обращенным разбойником:
Помяни мя, Господи, во Царствии Твоем! Аминь
Архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий).
Комментарии: