214000, г. Смоленск, Соборный двор, 5
+7 910 110 45 60
smolenskiyuspenskiysobor@gmail.com

Смоленский

СВЯТО-УСПЕНСКИЙ

кафедральный собор

Слово в день памяти первоверховных апостолов Петра и Павла.

Добавлено: 03.09.2023

 

Свято-Успенский кафедральный собор. 2023 г.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

"Во всю землю изыде вещание их и в концы вселенныя глаголы их."

 

                     Сегодня, братья и сёстры, мы отмечаем память святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Их благовестнические труды носят вечный и назидательный характер. Святые апостолы основали новые Церкви, поставили епископов и пастырей, оставили нам соборные послания, внесли огромный вклад в дело Евангельской проповеди.

                     Апостол Пётр первоначально носил имя Симон, происходил из Вифсаиды Галилейской, вместе с отцом Ионой и братом Андреем занимался рыбным промыслом, что служило главным содержанием их семьи.

                     Промыслу Божию угодно было призвать рыбаков к апостольскому служению. Этот призыв произошёл на берегу Галилейского озера. Господь обратился к Симону и  Андрею, а также к сыновьям Зеведеевым Иоанну и Иакову со словами: «Идите за Мною, и я сделаю, что вы будете ловцами человеков». Будущие апостолы откликнулись на призыв Божий и стали свидетелями важных событий из истории домостроительства спасения рода человеческого.

                     Они были на Фаворской горе, где Спаситель мира преобразился и раскрыл славу Своего Божества; присутствовали на Тайной вечери, где Господь установил таинство Святой Евхаристии. Они – свидетели великих чудес Бога нашего: воскрешения мёртвых, изгнания нечистых духов, врачевания физических и духовных заболеваний.

                     Симон отличался пылким характером и особой преданностью своему Учителю. Однажды Господь спросил Своих учеников: за кого Меня почитают люди? Апостолы ответили: за Иоанна Крестителя, другие – за Илию, иные за Иеремию, или за одного из пророков. А вы за кого меня почитаете, - спросил Спаситель мира? Симон ответил: «Ты – Христос, Сын Бога Живого». ( Мф. 16. 16). Господь одобрил его веру и сказал: «Ты Пётр, и на сем камне я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют её». И не одолели, каких только гонений не воздвигали сила ада на Церковь Христову за двухтысячелетний период её существования.

                     Но Церковь Божия, основанная на камне апостольской веры, будет существовать до скончания века.

                     Апостол Пётр проповедовал слово Божие в Иерусалиме, Малой Азии, в Риме. Желая выразить преданность своему Учителю, он говорил, что готов идти за Господом в темницу и даже пострадать за него. Но Спаситель мира, предвидя немощь человеческую, указал на то, что Пётр нежели петух пропоёт дважды, трижды отречется от Него. И всё это исполнилось. Но и покаяние апостола было искренним. Ежедневно по утрам при пении петухов Пётр подымался и слезно каялся. От пролитых слёз под глазами образовывались раны.

                      Господь принял покаяние Своего ученика. По Воскресении из мёртвых Спаситель явился ему при море Тивериадском и троекратным вопрошанием «Симон Ионин! Любишь ли ты Меня?"восстановил его в апостольском достоинстве – «паси овец Моих». (Ин. 21, 15-17). Симон трижды засвидетельствовал свою любовь ко Господу: « Господи, Ты всё знаешь, Ты знаешь, что я люблю Тебя».

                     За своё ревностное служение Господу апостол Пётр удостоился занимать первое место среди апостолов. В его лице Вселенская Церковь получила право «вязать и решить» человеческие грехи и примирять людей с Богом. Ему первому Господь сказал: «И дам тебе ключи Царства Небесного; а что свяжешь на земле, то будет связано на небесах; и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах». (Мф. 16, 19). Мученический венец апостол Пётр принял в правлении в Риме императора Нерона.

                     Важной в деле Евангельского благовестия была жизнь и подвиг апостола Павла. Он происходил из Тарса Киликийского, воспитывался в семье фарисея, получил хорошее образование в Иерусалимской школе Гамалиила.

                     Савл вместе со своими единомышленниками считал, что Христос пришёл с целью разрушения закона Моисея. И когда появились первые христиане, он принял участие в их преследовании и одобрял убиение первомученика архидиакона Стефана. (Деян. 7, 54-60).

                     Но в человеческой жизни бывают и парадоксальные события – кого не любишь, кого преследуешь, тому начинаешь служить. Аналогичный случай произошёл с Савлом. Не удолетворившись гонениями на христиан в Иерусалиме,  испросив разрешение у Синедриона, он отправился продолжать гонение в Дамаск. Но на пути в этот древний город произошла встреча с Богом.

                     Савла осиял Божественный Свет и он услышал голос Божий: «Савл, Савл! Что ты гонишь Меня?». Ощущая интуитивно присутствие Божие, Савл сказал: кто Ты, Господи? Господь ответил: «Я Иисус, которого ты гонишь. Трудно тебе идти против рожна». (Деян. 9, 4-5). И святость Божия попалила греховность человеческую – Савл ослеп.

                     После принятия крещения от апостола Анании в Дамаске, Савл не только физически, но и духовно прозрел. Осмыслив всё то, что произошло в его жизни, он вышёл на всемирную проповедь Христова учения. Во всей красоте раскрылся его риторский талант. Его голос, возвещающий о Царствии Божием пришедшем в силе, звучал в Иерусалиме и Афинах, в Сирии и Италии, Малой Азии, на Кипре и Крите, в других городах Римской империи. О себе он говорил, что не стыдится благовестия Христова, «потому, что оно есть сила Божия ко спасению всякому верующему»… (Рим. 1, 16). Благодаря благовестническим трудам апостола Павла языческие народы приняли учение Христово и стали членами Церкви Божией. Свои успехи в апостольских трудах святой апостол принимал со смирением и считал их проявлением благодати Божией: «Но благодатью Божью есть то, что есть, и благодать Его во мне не была напрасна, но я более всех их потрудился: не я, впрочем, а благодать Божья, которая со мною». (1 Кор. 15, 10).

                     Господь раскрыл ему тайны жизни будущего века: он был восхищён в рай и слышал неизреченные слова. (1 Кор. 12, 4).

                     Как же в наше время стяжать благодатные дары Святого Духа? Старец Ефрем Катунакский на вопрос, как приобрести дар молитвы и как обрести благодать, отвечал: «Когда чист сосуд души, тогда благодать Божия сама по себе наполняет его. От послушания рождается молитва и от молитвы богословие».  (Люди Божии. Старец Ефрем Катунакский. Издательство Сретенского монастыря. 2015 г., с. 6).

                     По словам преподобного Максима Капсокаливита, «когда благодать Духа Святого сойдёт на кого-либо, то не что-либо обычное показывает ему из вещей чувственного мира сего, но показывает ему то, чего тот не видел и не воображал. Тогда ум такого человека научается от Святого Духа высшим и совершенным тайнам, которых по Божественному Павлу ни око человека не может видеть, ни ум уразуметь сам собою никогда». (Добротолюбие, V, 475).

                     Будучи человеком образованным, апостол Павел написал четырнадцать соборных посланий, являющихся  источниками богатства и мудрости богословской мысли.

                     Своей жизнью святые первоверховные апостолы Пётр и Павел засвидетельствовали нам яркий пример глубокой веры в Господа и верности Ему. Они также напоминают нам о важности покаяния в христианской жизни.

                     Покаяние примиряет с Богом, укрепляет духовные основы брака, способствует повышению уровня духовности в монашеском делании, служит оздоровлению духовной жизни, даёт стимул к примирению и духовному возрастанию народа Божия.

                     Аминь.

Комментарии:

Добавить комментарий:

Православный календарь
Миссия

Причастие

Евхаристия (причастие) — главное Таинство Церкви, установленное Господом Иисусом Христом накануне Его спасительных страданий, крестной смерти и воскресения. Участие в Евхаристии и причащение Телу и Крови Христовым является заповедью Спасителя...

подробнее

Таинство Покаяния (Исповедь)

Покаяние есть таинство, в котором исповедующий свои грехи, при видимом изъявлении прощения от священника, невидимо разрешается от грехов Самим Иисусом Христом (Катехизис).

подробнее

Таинство Крещения

Креще́ние – одно из семи Таинств Церкви – духовное рождение (Ин. 3:5). После крещения человек становится членом Церкви, и может принимать участие в Церковных Таинствах.

подробнее

Таинство Венчания

Венчание – это таинство Церкви, в котором Бог подает будущим супругам, при обещании ими хранить верность друг другу, благодать чистого единодушия для совместной христианской жизни, рождения и воспитания детей.

подробнее

Расписание богослужений

Будние дни
Всенощное бдение – 18.00, Литургия – 9.00

Воскресные и праздничные дни
Всенощное бдение – 18.00, Ранняя литургия – 7.00, Поздняя литургия – 10.00

Молебны с акафистом
Вторник – Смоленской иконе Божией Матери «Одигитрия»
Четверг – поочередно (через неделю) – святителю Николаю Мирликийскому Чудотворцу; преподобному Серафиму Саровскому
Воскресенье – поочередно (через неделю) – Господу нашему Иисусу Сладчайшему; Казанской иконе Божией Матери