214000, г. Смоленск, Соборный двор, 5
+7 910 110 45 60
smolenskiyuspenskiysobor@gmail.com

Смоленский

СВЯТО-УСПЕНСКИЙ

кафедральный собор

Смоленские святые как нравственные орентиры нашего времени.

Добавлено: 27.11.2022

XVI детско-юношесие Елизаветинские чтения 

«Белый ангел России» Смоленские святые как нравственные ориентиры нашего времени.

Доклад подготовили Крючкова София, Жучкова Евгения, учащиеся 7 «А» класса МБОУ «СШ № 3» г. Смоленска
Руководитель учитель русского языка и литературы Хохлова С.И.

                     В школьной программе есть необычный предмет – «Православная культура Смоленской земли». Главным в изучении этого курса является поиск ответов на вопросы в чем смысл жизни, что такое добро и зло, какие ценности были главными для наших предков, чем они руководствовались в своей жизни.

                     Начинается учебник словами Патриарха Московского и всея Руси Кирилла: «Мы ни на минуту не должны забывать, что основой культуры являются не памятники, не камни, не дороги. Её основой являются люди и те ценности, которые они исповедуют». Люди, ставшие краеугольным камнем духовности народа, это святые и подвижники земли Русской. «Идеалом нашего народа стала святость, она была национальной идеей, и потому те, кто достигал святости, кто реализовывал этот общенациональный идеал, становились героями – героями духа, подвижниками, светильниками, теми, на кого равнялись все – и князья, и бояре, и военачальники, и простые крестьяне, и монахи, и миряне», - говорит Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

                     Выдающийся русский историк В.О. Ключевский сказал: «Есть имена, которые выступили за границы времени, когда жили их носители, это потому, что дело, сделанное таким человеком, по своему значению далеко выходило за пределы своего века, своим благотворным действием глубоко захватило жизнь дальнейших поколений. Такие люди становятся для грядущих поколений путеводителями, и люди целые века благоговейно почитают их память, чтобы не забыть правила, ими завещанные».

                     Образы святых всегда были почитаемы на Руси, им приносили молитвы, изучали их жития. Они тот живоносный источник, из которого можно черпать силы, необходимые человеку на его жизненном пути. Русский историк, философ, религиозный мыслитель и публицист Георгий Петрович Федотов утверждал: «Изучение русской святости является сейчас одной из насущных задач нашего христианского и национального возрождения. В русских святых мы чтим не только небесных покровителей святой и грешной России: в них мы ищем откровения нашего собственного духовного пути. Здесь путь для всех, отмеченный вехами героического подвижничества немногих. Их идеал веками питал народную жизнь; у их огня вся Русь зажигала свои лампадки. ... В русской святости найдем ключ, объясняющий многое в явлениях и современной русской культуры».  

                     В основу этого идеала положены евангельские заповеди. Это любовь, смирение, трезвение, кротость, надежда, нестяжание, целомудрие, воздержание. Эти ценности очень мало востребованы в наше время. Им противостоят гордыня, тщеславие, уныние, гнев, печаль, алчность, прелюбодеяние, чревоугодие. К сожалению, в наше время эти пороки торжествуют, некоторые из них считаются доблестью. Нам навязываются идеалы, увлекающие человека в бездну греха, порока, лжи, гибели. Поэтому современному человеку необходимо вернуться к этому источнику, чтобы найти верные духовные ориентиры и вернуть в мир любовь, сострадание, милосердие.

                     История Смоленской земли начинается в глубокой древности, здесь просияли многие святые. Эти люди евангельские заповеди положили в >основу своей жизни, они все были благочестивы, но каждый из них совершил и свой духовный подвиг. Святые благоверные князья-страстотерпцы Борис и Глеб явили пример смирения и любви. «Чтобы понять смысл страстотерпчества, нужно понять, что такое христианство. Борис и Глеб были воины, люди мужественные и сильные. Они воспитывались в семье князя в атмосфере воинской доблести, в готовности сражаться и идти на смерть. Но они понимали, что если поднимут руку на старшего брата, то начнётся междоусобица, Русь погрузится в тяжкую борьбу за киевский престол. И сколько же христианской крови прольется тогда от рук христианских воинов! Чтобы не допустить этого беззакония, они приносят себя добровольно в жертву тем самым действительно выводя на какое-то время Русь из междоусобной брани». (Патриарх Московский и всея Руси Кирилл).

                     Святой мученик Меркурий воплотил заповедь « Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за други своя». В страшные годы "погибели земли русской" спас от позора и разорения татарскими ордами хана Батыя "богоизбранный" град Смоленск. Преподобный Авраамий указал путь просвещения и защиты чистоты веры. Преподобный, чудотворец, просветитель, вдохновенный проповедник, икононописец. «Был как свеча на подсвечнике, всем добрыми делами светя и многих ко спасению наставил». ( Из жития Авраамия Смоленского). Святой благоверный князь Ростислав трудился над устроением русского мира. Этот князь был необычайно любим и уважаем людьми за христолюбивую жизнь. Был весьма почитаем народом и церковью как заступник русской державы. О таких князьях народ слагал песни, легенды и жития, сохраняя вечную память о них для наставления потомков. А преподобный Герасим Болдинский трудился над возрождением русского мира.«Волею Божией на поле брани Руси с Литвой возник приют мира и молитвы; где слышались враждебные крики сражавшихся, раздавались священныя песнопения; где поднимался оружейный дым, пошло к небу курение кадила. И не один русский, идя на врагов, получал молитвенную помощь от подвижников обители, не одно сердце возбуждалось этой помощью к защите веры и Отечества». (Из жития Герасима Болдинского).

                     Примером чистоты и целомудрия стала благоверная княгиня Иулиания Вяземская. Верность Божественным заповедям, семейному долгу, княжеским обязанностям – отличительные черты характера Иулиании. Неуклонно следовать Христу, хранить супружескую верность, возрастать в любви друг ко другу, любить отечество земное и быть достойными его гражданами призывает нас её подвиг. (Патриарх Московский и всея Руси Алексий).

                     Святой благоверный князь Андрей – пример кротости и нестяжания, «Аз есмь Андрей, един от смоленских князей. Зависти ради и крамолы от братий моих оставих княжение мое, и дом, и прочее». Главным подвигом князя Андрея было смирение, миролюбие и терпение. Подобно благочестивым предшественникам своим - страстотерпцем Борису и Глебу – земной власти и славе он предпочёл благодать Царства Небесного и послушание заповедям и воле Божией.

                     Святой благоверный князь Феодор Смоленский совершил подвиг церковного устроительства. «Князь Феодор был не только выдающимся Смоленским князем, но и важным государственным деятелем всей Русской земли. Он был праведным судьей и умел оградить свое княжество от вражеских нашествий и междоусобных войн. Княжение его в Смоленске по всей справедливости можно назвать счастливым и благодатным. (Патриарх Московский и всея Руси Кирилл).

                     Святитель равноапостольный Николай Японский прославился пред Богом за миссионерский подвиг. «Что лучше, возвышеннее, благороднее служения миссионерского? <…>Оно — самое прямое и непосредственное служение Богу и служение самому высшему благу ближних, а именно вечному спасению их, »– говорил святитель Николай Японский. Исповедниками веры стали новомученики и исповедники Смоленской земли. «В наше время, когда людям трудно оторваться от своей повседневности, поставить под сомнение привычный комфорт, особенно важно во весь голос говорить о наших отцах, братьях, сёстрах, которые погибли, но остались верны Господу. Об этом подвиге должны знать все, — это наша задача, это наш венок на их могилу». (Патриарх Московский и всея Руси Кирилл).

                     Основы национального характера русского народа заложены христианством. Система евангельских ценностей сформировала наш народ – сильный, милосердный, независимый, твёрдый в своей вере. Для возрождения страны, духа нации мы должны вернуть эти идеалы и верно служить им.

Литература.

1. Митрополит Исидор (Тупикин), Зыбина Т.М., Дидук И.А. Православная культура Смоленской земли: учебное пособие для 8 класса общеобразовательных организаций. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2019.

2. Православный календарь «Святые земли смоленской»/ Составитель: Мери Стефановна Хохлова. - Смоленск, М.: «Ковчег», 2015.

3. Святые Древней Руси. Георгий Федотов. – М.: Изд-во АСТ, 2003.

4. Аzbyka.ru

5. Ponomari.ru

6. Smoleparh.ru

 

 

 

Комментарии:

Добавить комментарий:

Православный календарь
Миссия

Причастие

Евхаристия (причастие) — главное Таинство Церкви, установленное Господом Иисусом Христом накануне Его спасительных страданий, крестной смерти и воскресения. Участие в Евхаристии и причащение Телу и Крови Христовым является заповедью Спасителя...

подробнее

Таинство Покаяния (Исповедь)

Покаяние есть таинство, в котором исповедующий свои грехи, при видимом изъявлении прощения от священника, невидимо разрешается от грехов Самим Иисусом Христом (Катехизис).

подробнее

Таинство Крещения

Креще́ние – одно из семи Таинств Церкви – духовное рождение (Ин. 3:5). После крещения человек становится членом Церкви, и может принимать участие в Церковных Таинствах.

подробнее

Таинство Венчания

Венчание – это таинство Церкви, в котором Бог подает будущим супругам, при обещании ими хранить верность друг другу, благодать чистого единодушия для совместной христианской жизни, рождения и воспитания детей.

подробнее

Расписание богослужений

Будние дни
Всенощное бдение – 18.00, Литургия – 9.00

Воскресные и праздничные дни
Всенощное бдение – 18.00, Ранняя литургия – 7.00, Поздняя литургия – 10.00

Молебны с акафистом
Вторник – Смоленской иконе Божией Матери «Одигитрия»
Четверг – поочередно (через неделю) – святителю Николаю Мирликийскому Чудотворцу; преподобному Серафиму Саровскому
Воскресенье – поочередно (через неделю) – Господу нашему Иисусу Сладчайшему; Казанской иконе Божией Матери