214000, г. Смоленск, Соборный двор, 5
+7 910 110 45 60
smolenskiyuspenskiysobor@gmail.com

Смоленский

СВЯТО-УСПЕНСКИЙ

кафедральный собор

Блог протоиерея Михаила Горового

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                     15 мая 2024 года на Архиерейском подворье храма Воскресения Христова в Катыни состоялись мероприятия, посвящённые памяти святых новомучеников и исповедников Церкви Русской.

                     Организатором проведения памятных мероприятий стало Смоленское районное благочиние. Начались торжества с Конференции, посвящённой изучению жизненного пути новомучеников Смоленского района. Председатель Епархиальной комиссии по увековечиванию памяти Новомучеников и Исповедников Церкви Русской протоиерей Михаил Горовой представил вниманию собравшихся выпуск программы “Одигитрия”, посвящённый священномученику архиепископу Серафиму (Остроумову) и рассказал о главном христианском празднике – Пасхе Христовой.

                     Благочинный Смоленского районного округа протоиерей Роман Павлишов рассказал о подвиге веры и верности Церкви Христовой священника Казанского прихода деревни Каспля иерея Александра Соколова, расстрелянного в Катыни в 1937 году.

                     Настоятель прихода в честь Архистратига Михаила в деревне Зарубинки иеромонах Феодосий (Хоменя) познакомил с историей жизни настоятеля храма в деревни Зарубинки иерея Сергия Еремеева, расстрелянного в Катыни.

                     После этого в храме Воскресения Христова митрополит Смоленский и Дорогобужский Исидор возглавил молебное пение святым новомученикам и исповедникам Смоленской земли.

                     За Богослужением молились благочинный Смоленского районного округа протоиерей Роман Павлишов, благочинный Руднянского округа иерей Алексей Колесников, председатель Епархиальной комиссии по увековечиванию памяти Новомучеников и Исповедников Церкви Русской протоиерей Михаил Горовой, духовенство Смоленского районного и Руднянского благочиний.

                     В своей речи митрополит Исидор обратил внимание на актуальность подвига святых новомучеников, в основе которого лежит верность Богу и Отечеству и пожелал молодому поколению смолян усвоить для себя важные примеры из жизни Смоленских святых:

                     «Дорогие отцы Смоленского районного благочиния, дорогие педагоги и дети нашего Смоленского района!

                     Сегодня мы собрались в этом священном месте не только для Смоленской епархии, но и для всей Русской Православной Церкви, чтобы вместе помолиться святым угодникам Божиим, в земле Смоленской просиявшим, особенным образом – помолиться новомученикам и исповедникам Церкви Русской.

                     Так, как бывает в организме человека, что кровь создаёт жизненную силу, и оттого человек действует, – так и в Церкви, как в Теле Христовом, кровь новомучеников и их подвиг веры является той действенной силой, которая во многом определяет всю жизнедеятельность Церкви. Поэтому не случайно мы с вами обращаем внимание на то, что Церковь зиждется на крови мучеников, так как их подвиг веры, их беззаветная, всеобъемлющая любовь к Богу и к ближним, их преданность и искреннее служение Церкви – все это в совокупности и определяет жизнеспособность Церкви.

                     И мы чада Церкви, священнослужители, монашествующие, миряне призваны к тому, чтобы подражать нашим новомученикам, чтобы следовать их примеру любви к Богу и к ближним.

                     Я особым образом обращаюсь сегодня к подрастающему поколению, к вам, дорогие дети, поскольку вы являетесь настоящим и будущим нашего Отечества. Вы – соль земли нашей (см. Мф. 5,13). От того, как вы будете выстраивать вашу личную жизнь, будет ли в вашей жизни присутствовать подвиг веры, подвиг любви к Богу, к ближнему, к Отечеству, зависит в целом судьба нашей Родины.

                     Дорогая молодёжь, вам вверено будущее нашего Отечества. Поэтому постарайтесь сделать делать так, чтобы быть верными подражателями нашим великим угодникам Божиим, нашим новомученикам и исповедникам, в том числе земли Смоленской и земли Катынской. Пусть их подвиг озаряет вашу жизнь, а вы бы, и каждый из нас, были верными подражателями их подвига.

                     Я всех нас поздравляю с началом больших мероприятий, в которых участвует молодёжь нашего Смоленского района. Это и мероприятия в Катынском музее, это и мероприятие в нашем музее, посвящённом священномученику Серафиму (Остроумову) и прочим великим угодникам Смоленским, это и предстоящая конференция, в которой примут самое активное участие педагоги и дети. Это, конечно же, и сегодняшняя наша встреча всего Смоленского районного благочиния. Так что и мы, дорогие отцы, с вами сегодня соборно помолились, и молодёжь наша, видя духовенство своё, во многом, я убеждён, постарается сделать так, чтобы проявлять усердие и в учёбе, и в жизни своей, чтобы вырасти настоящими гражданами нашего российского Отечества.

                     Пусть Господь хранит вас, дорогая молодёжь, молитвами новомучеников и исповедников Церкви Русской. Христос Воскресе!»

                     Далее состоялся Крестный ход к православному кресту, расположенному на территории мемориального комплекса «Катынь», где митрополит Смоленский и Дорогобужский Исидор возглавил заупокойную литию о всех невинно убиенных и замученных в Катынском лесу.

                     После этого духовенство Смоленского районного и Руднянского благочиний посетило музей Мемориального комплекса “Катынь”, где все познакомились с аудио-визуальной экскурсией по картине Анатолия Булдакова «Смоленск великокняжеский».

 

 

Татьяна Шокина

 

 

Иеромонах Симфориан — исповедник земли Смоленской, фото ориентировочно 1909–1910 годов.

(Столяров Сергей Степанович (06.10.1877 — 09.01.1930))

 

В наше время, когда людям трудно оторваться от своей повседневности, поставить под сомнение привычный комфорт, особенно важно во весь голос говорить о наших отцах, братьях, сестрах, которые погибли, но остались верны Господу. Об этом подвиге должны знать все — это наша задача, это наш венок на их могилу.

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

 

                     Об отце Симфориане (в миру Сергее Степановиче Столярове) первая небольшая информация появилась в жизнеописании его брата Алексея Степановича Столярова, краеведа, который написал несколько книг о своем родном селе Кимры Тверской области и недолгое время после 1917 года руководил кимрским краеведческим музеем. В статье об Алексее Степановиче упоминался его младший брат Сергей, который был монахом в одном из монастырей Смоленска. На сайте «Открытый список» (самая полная база данных жертв политических репрессий в СССР (1917–1991 годы)) о Сергее Степановиче Столярове опубликована информация, что он служитель культа, а значит, он был священнонослужителем .

                     Сергей Столяров родился в с. Кимры Корчевского уезда Тверской губернии 6 октября 1877 года в семье Столяровых Степана Ивановича и Елены Васильевны. При крещении был назван Сергеем. «Отец его Степан Иванович Столяров владел сапожной мастерской, большими партиями и на большую сумму сбывал товар в Москву, Санкт-Петербург, на Макарьевскую ярмарку. В 1862 году сапоги его производства были представлены на Всемирной выставке в Лондоне и получили высокую оценку. Столярову С.И. был выдан диплом, который давал право мастеру ставить на голенищах особое клеймо»[1]. Сергей был шестым ребенком из семи родившихся у Степана Ивановича и Елены Васильевны детей. Старшими братьями и сестрами Сергея были Евдокия (1864 г.р., умерла в детстве), Алексей (1866 г.р.), Василий (1869 г.р.), Иван (1874 г.р.) и Елена (1876 г.р.), младшую сестру звали Зинаида (1879 г.р.).

                     Метрической книги со сведениями о крещении Сергея не сохранилось, однако существует метрическая книга со сведениями о крещении его брата Ивана в 1874 году в Покровском соборе с. Кимры. С большой долей вероятности можно утверждать, что в этом же храме был крещен и Сергей в честь преподобного Сергия Радонежского, чья память совершалась незадолго до дня его рождения — 25 сентября.

                     В Кимрах Сергей окончил двухклассное министерское училище[2].

                     Нет никаких сведений о том, чем занимался Сергей до 29 лет и что повлияло на его уход в монастырь. Он выбрал Троицкий мужской монастырь города Смоленска, куда 30 апреля 1906 года был принят на испытание. 26 августа 1906 года по резолюции епископа Смоленского и Дорогобужского Петра (Другова; 1858–1917) указом Смоленской духовной консистории № 10217 определен послушником. В послужном списке Свято-Троицкого мужского монастыря 1906 года про Сергея Степановича Столярова написано, что он проходил послушание церковнослужителя в святом алтаре, был отличных способностей при отличном, весьма скромном поведении[3].

                     К сожалению, пока не удалось найти сведений о постриге в монашество и датах диаконской и иерейской хиротоний иеромонаха Симфориана. Они состоялись в период с 1906 по 1909 год. Можно с уверенностью говорить, что днем святого небесного покровителя отца Симфориана стало 18/31 декабря. В святцах мученик Симфориан Римский (с греч. «полезный») — единственный святой с таким именем. 

                     У потомков Столяровых сохранился Новый Завет (издания 1890 года), который отец Симфориан когда-то подарил своему старшему брату Алексею с такой дарственной надписью:

                     «Благодать Господа нашего Иисуса Христа, любовь Бога и Отца и Общение Святого Духа да пребудет с Вами, возлюбленнейший дорогой мой и всегда незабвенный братец Алексей Степанович.

                     С горячей мольбой и упованием вручаю Вас Покрову Пречистой Заступницы нашей — Одигитрии, Ея молитвами да спасет и сохранит нас Господь. Аминь.

                     Вдали от суеты мятущейся столицы,

                     Где заглушает все собой базарный крик,

                     Прочитываю я священных книг страницы,

                     Вникаю в смысл великих книг.

                     Какая простота и правда в строчке каждой!

                     Так только святость говорит…

                     О, если кто томим духовной жаждой,

                     Пускай идет — Источник утолит!»

 

 

                     В продолжение надписи иеромонах Симфориан включил стихи небезызвестного К. Р. — великого князя Константина Константиновича.

                     «Дорогой мой и незабвенный братец Алексей Степанович.

                     Пускай эта книга Священная

                     Спутница Вам неизменная

                     Будет везде и всегда.

                     Пусть эта книга спасения

                     Вам подает утешение

                     В годы борьбы и труда.

                     Эти глаголы чудесные,

                     Как отголоски Небесные,

                     В грустной юдоли земной

                     Пусть в Ваше сердце вливаются,

                     И небеса сочетаются

                     С чистою Вашей душой.

                     Подпись «убогий скиталец и.C.»

 

 

                     По заметкам, содержащимся в Смоленских епархиальных ведомостях 1906–1918 годов, можно узнать, что в 1909 году иеромонах Симфориан был казначеем в Спасо-Авраамиевском мужском монастыре Смоленска.

                     Епископом Смоленским и Дорогобужским Феодосием (Феодосиевым; 1864–1943) 8 июля 1913 года иеромонах Симфориан был награжден набедренником за отлично-примерное и ревностное прохождение своих обязанностей. В этот момент своей жизни отец Симфориан уже был насельником Бельской Красногородищенской пустыни, но совершал богослужения в Свято-Николаевском женском монастыре у деревни Минино Вяземского уезда.

                     Известно, что в период 1914–1915 годов отец Симфориан несколько раз сослужил на всенощных бдениях и Литургиях епископу Смоленскому и Дорогобужскому Феодосию в Успенском кафедральном соборе г. Смоленска. Упоминается отец Симфориан как иеромонах Архиерейского дома и иеромонах Богоматерской (Одигитриевской) церкви над Днепровскими воротами, где находилась икона начала XVII века Богоматери Одигитрии «Смоленская» в великолепном, усыпанном драгоценными камнями окладе. В наши дни эта икона помещена на место древней утраченной иконы в Успенском соборе Смоленска.

                     Из архивного уголовного дела отца Симфориана стало известно, что с 1917 по 1920 год он служил в Вознесенском женском монастыре г. Смоленска. В книге М.В. Каиля «Православная Церковь и верующие Смоленской епархии в годы революции и гражданской войны, 1917–1922» опубликована «Докладная записка» Вознесенской общины в Смоленский епархиальный совет от 26 июня 1919 года, которая дает представление о новых порядках в стране, в Русской Православной Церкви, в самом монастыре и становится своего рода характеристикой отца Симфориана как пастыря:

                     «Указом Святейшего ПАТРИАРХА и Священного Синода от 8/21 Марта 1919 г. за № 837 было разрешено иеромонаху смоленского Архиерейского дома СИМФОРИАНУ исполнять священнослужительские обязанности при церквях бывшего Вознесенского женского монастыря. <…>

                     Зарегистрированная в надлежащем порядке и являющаяся таким образом юридическим лицом церковная община обсуждала вопрос об избрании пастыря, так как обслуживающий ныне религиозные нужды прихода отец Павел ВЫСОТСКИЙ по преклонности лет не в силах один исполнять эти обязанности. <…>

                     Обсуждая всесторонне вопрос относительно кандидата ОБЩИНА единогласно остановила свой выбор на упомянутом выше СТАРЦЕ СИМФОРИАНЕ.

                     Высоконравственные качества, полное нестяжание, усердное отношение к богослужению и истинное христианское желание прийти на помощь каждому есть отличительные качества отца СИМФОРИАНА.

                     Такое лицо является тем пастырем, который приходит «не к иуде», по словам евангелиста, а входит дверьми и словом Христа врачует духовные болезни, что особенно необходимо в нынешнее тяжелое для верующих время.

                     Отец СИМФОРИАН есть тот светильник, который должен быть поставлен на свешнице, но не под спудом…

                     Священнослужитель для прохождения своего нелегкого служения должен быть освобожден от всех житейских потреб и только тогда он не будет подобен «меди звенящей и кимвалу бряцающему», что, по словам апостола ПАВЛА, является истинным назначением и призванием для пастыря.

                     Отец СИМФОРИАН — монах, свободен от мирских попечений, почему он и является тем истинным пастырем, который может вести свое словесное стадо по стопам истины и правды.

                     СИМФОРИАН — в переводе значит: п о л е з н ы й, и это как бы символ в данном случае, ибо действительно СТАРЕЦ СИМФОРИАН является тем по истине светочем, который ярко и постоянно светит своими делами. Пребывание отца СИМФОРИАНА в Вознесенском бывшем монастыре пошло только на сугубую пользу дома молитвы, стены которого хранят более чем 200-летнюю историю рассадника христианства.

                     Община видит, что церкви благоукрашаются, доброхотно несутся лепты на поддержание благолепия церковного, богомольцы во множестве посещают молитвословия.

                     Все это радует общину и дает основание просить об оставлении достоуважаемого отца СИМФОРИАНА в должности второго священника при бывшем Вознесенском монастыре.

                     Община считает необходимым указать, что настоятелем храма она просит утвердить ПАВЛА ВЫСОТСКОГО, а вторым священником — отца СИМФОРИАНА СТОЛЯРОВА.

                     Никаких формальных препятствий к удовлетворению просьбы прихода не существует, тем более что, по мнению общины, самый УКАЗ Святейшего Патриарха, разрешая отцу СИМФОРИАНУ совершение богослужений и треб в бывшем Вознесенском монастыре, уже решил вопрос в утвердительном смысле, не поставив никаких условий, и только лишь на месте этот Указ истолкован, по-видимому, ограничительно. <…>

                     Община еще раз просит внять голосу верующих и дать возможность достоуважаемому отцу СИМФОРИАНУ продолжать свое пастырское служение и евангельским словом направлять по пути истины и христианской правды»[4].

                     Со слов отца Симфориана из архивного уголовного дела, с 1920 года места службы не имел, находился на содержании родственников.

 

 

                     Фотография семьи (приблизительно 1920 год): дети и внуки Степана Ивановича Столярова.

                     На ковре: Сергей, Анна, Александр (дети Василия Степановича).

                     Сидят: Елена Степановна, Алексей Степанович, иеромонах Симфориан, Василий Степанович, Зинаида Степановна.

                     Стоят: Иван Васильевич, Константин Васильевич, Швыгин Василий Сергеевич — муж Елены Степановны, Анна Федоровна (ур. Рыбкина) — жена Алексея Степановича, монахиня, Анна Константиновна (ур. Тетерина) — жена Василия Степановича, Горшков Григорий — муж Зинаиды Степановны, Алексей Васильевич.

                     На этой фотографии нет только Ивана Степановича Столярова (предположительно, он умер в 1919 году).

 

                     26 сентября 1923 года в Смоленске родился Дмитрий Евгеньевич Хмелевской (будущий архиепископ Саратовский и Вольский Пимен). В дневниках архиепископа Пимена 1 января 1993 года есть воспоминание о своем крещении: «Проснулся рано. Чувствую себя очень слабо. <Болею. Молебен не служил. Немного погулял в саду.> Впервые за много лет я не сам повез Святейшему Патриарху годовой отчет. Лежа в постели, вспоминал о своих детских годах, они как будто недавно были. А вот уже мне 70 лет. Помню, мама рассказывала мне, что когда я рождался (в Смоленске на Одигитревской улице), то в этот момент звучал в Успенском соборе колокольный трезвон. Это была всенощная перед Воздвижением. А когда, спустя несколько дней, меня крестили, то крестивший меня иеромонах Симфориан, по рассказам моей няни Людмилы Анастасьевны Красносельской, поцеловал мои пальчики, и когда мама моя спросила, зачем он это делает, он сказал: «Монахом будет», а потом еще раз поцеловал пальчики и сказал: «Архиереем будет». Нужно сказать, что этот рассказ няня передала мне, когда мне было 18 лет, то есть еще ни о каком монашестве речь не шла»[5].

                     О прозорливости отца Симфориана будут говорить и свидетели по его уголовному делу, что зафиксировано в протоколах допросов. Именно из протоколов допросов свидетелей по уголовному делу и показаний самого отца Симфориана стало известно, как жил батюшка после революции.

                     14 декабря 1927 года иеромонах Симфориан был задержан в качестве подозреваемого в преступлении, предусмотренном статьей 58 п. 10 Уголовного кодекса РСФСР, и лишен свободы с содержанием в Смоленском ДПЗ № 2 по второй категории[6].

                     Из протоколов допросов свидетелей становится известно, что на момент ареста отец Симфориан на протяжении последних пяти лет проживал в Смоленске в доме сестер Москалевых по адресу: улица Окопная, дом 45. Сестры Москалевы были монахинями. Также в этом доме жила монахиня Павловская Екатерина Даниловна, которая сопровождала отца Симфориана в его поездках в Бельский, Ельнинский и другие уезды. Спустя 2,5 года Анна Васильевна Москалева и Павловская Екатерина Даниловна будут репрессированы.

                     К отцу Симфориану на момент ареста (конец 1927 года) приходило домой много людей с различными нуждами. Разные люди обращались к батюшке: крестьяне, городские, «из бывших». Кто-то обращался за материальной помощью, в которой батюшка, по возможности, не отказывал. Кто-то просил помощи в лечении болезней, и отец Симфориан помогал, используя народные средства. Много приходило людей, спрашивающих совета, как поступить в той или иной ситуации. Спрашивали как о духовном, так и о мирском. Отец Симфориан, отвечая на вопросы, ссылался на Священное Писание, давал совет молиться и молился в первую очередь сам. Одна из свидетельниц по делу упоминает случай отчитки — так называли в простонародье изгнание бесов, на котором присутствовало много людей.

                     При обыске у отца Симфориана изъяли 26 конвертов. Все получаемые письма батюшка уничтожал, а конверты оставлял: так как письма были исповедью, и тайна авторов сохранялась.

                     В протоколах допросов свидетели так отзываются об отце Симфориане: добросовестный, справедливый, хороших душевных качеств, добрый, любящий всех, бескорыстный, идеал пастыря.

                     26 декабря 1927 года отцу Симфориану было предъявлено обвинение по статье 58 п. 10 Уголовного кодекса РСФСР в антисоветской агитации. В постановлении о привлечении к следствию в качестве обвиняемого написано так: «Столяров Сергей (Симфериан) Степанович в достаточной степени изобличается в том, что среди отсталых масс крестьянства систематически проводил антисов. агитацию и с целью подрыва авторитета соввласти, измышлял и распространял ложные провокационные слухи с контрреволюционной целью с использованием религиозных предрассудков масс, и что обвинение это находит себе подтверждение в имеющихся при деле материалах и свидетельских показаниях, а потому, руководствуясь 128 и 129 ст. УПК, ПОСТАНОВИЛ: гражданина Столярова Сергея /Симфериана/ Степановича привлечь в качестве обвиняемого по сему делу, предъявив ему обвинение в антисов. агитации и использовании религиозных предрассудков масс среди отсталого крестьянства в целях подрыва авторитета соввласти, т.е. в преступлении, предусмотренном п.10–58 ст. УК»[7].

                     Показания отца Симфориана в протоколе допроса от 26 декабря 1927 года записаны так: «В предъявленном мне обвинении по статье 58–10 УК виновным себя не признаю, антисоветской агитацией не занимался и провокационных слухов не распространял. При обращении ко мне верующих за помощью и советами я исключительно давал совет молитвами, а также перед Евангелием и крестом молился вместе с обращающимся ко мне за советом о помощи в тех или иных делах. По отношению к соввласти я лоялен и против таковой никогда не шел и не пойду. Больше показать ничего не имею, протокол допроса мне прочитан, записан с моих слов правильно, в чем и расписываюсь»[8].

                     26 декабря 1927 года было вынесено постановление об аресте отца Симфориана, мерой пресечения обвиняемому назначили содержание под стражей в Смоленском ДПЗ № 2 по второй категории[9].

                     20 января 1928 года следствие по уголовному делу отца Симфориана было закончено[10].

                     Обвинительное заключение по следственному делу № 7801 по обвинению гражданина Столярова Сергея Степановича в преступлении, предусмотренном ст. 58 п. 10 УК, завершалось так: «Виновность гражданина СТОЛЯРОВА следствием вполне установлена в том, что он, СТОЛЯРОВ Сергей, монах, слывущий среди религиозных фанатиков как духовный и телесный врач и скиталец, провидец, дающий помощь во всех случаях жизни, в результате чего к нему приходило много народа, как крестьян, так и городских жителей, из «бывших людей» за разными советами, в числе которых были вопросы политического характера: следует ли подчиняться советской власти, платить ли налоги. В своих беседах СТОЛЯРОВ вел антисоветскую агитацию, говоря, что власти не следует подчиняться, не следует платить налогов, что настало время расправы христианства с властью антихриста. Помимо этого СТОЛЯРОВ разъезжал по Смоленскому, Бельскому и Ельнинскому уездам Смоленской губернии, где также вел антисоветскую агитацию среди крестьян на вышеизложенные темы.

                     Принимая во внимание, что состав преступления СТОЛЯРОВА подтверждается свидетельскими показаниями,

                     ПОЛАГАЮ:

                     дело передать на рассмотрение Тройки при Секретном Отделе ОГПУ

                     ПОМ. УПОЛНОМОЧ. 6 ОТД. СООГПУ (подпись)

                     «7» марта 1928 г. »[11].

                     В выписке из протокола Особого Совещания при Коллегии ОГПУ от 16 марта 1928 года содержится следующая информация: «СЛУШАЛИ дело № 55918 по обвинению гражданина СТОЛЯРОВА Сергея Степановича по 58/10 ст. УК, ПОСТАНОВИЛИ СТОЛЯРОВА Сергея Степановича заключить в концлагерь сроком на три года, считая срок с 12 декабря 1927 года»[12].

                     Отец Симфориан был сослан в Соловецкий лагерь особого назначения в 4 отделение, куда прибыл 16 мая 1928 года. Умер отец Симфориан там же 9 января 1930 года, до конца своих дней оставаясь истинным, непоколебимым исповедником веры Христовой[13].

                     На основании ст. 3, ст. 5 Закона РСФСР «О реабилитации жертв политических репрессий» от 18.10.1991 г. заключением прокурора Смоленской области от 16 июня 1992 года иеромонах Симфориан (Столяров Сергей Степанович) был реабилитирован.

                     Иеромонах Симфориан моему прапрадедушке Столярову Ивану Семеновичу приходится троюродным братом. Конечно, родство довольно дальнее, но мне очень хотелось узнать побольше о своем родственнике иеромонахе, который пострадал за православную веру при советской власти. Надеюсь, что еще какие-то факты из его жизни будут обнаружены.

                     Выражаю благодарность за консультации В.В. Теплову (церковному краеведу, члену Епархиальной комиссии по канонизации подвижников благочестия Саратовской епархии Русской Православной Церкви) и Н.В. Майоровой (составительнице родословной Столяровых).

 

Примечания.

 

1. Майорова Н.В. От великих предков до благодарных потомков: семейный архив Столяровых. СПб.: Синэл, 2022. 5 с.

2. Министерские училища — одноклассные и двухклассные казенные учебные заведения в дореволюционной России. Курс обучения в двухклассном училище был 5 лет. Окончившие курс двухклассных училищ получали право поступать в низшие технические училища и держать экзамены в учительские семинарии. См.: Константинов Н.А., Струминский В.Я. Очерки по истории начального образования в России. 2-е изд. М., 1953.

3. См.: Государственный архив Смоленской области. Послужной список о монашествующих Смоленского Троицкого монастыря за 1906 год. Ф. 48. Оп. 2. Д. 1026. Л. 31.

4. ГАСО. Ф. 1232. Оп. 1. Д. 320. Л. 43–44. Цит. по: Каил М.В. Православная Церковь и верующие Смоленской епархии в годы революции и гражданской войны, 1917–1922: государственно-церковные отношения и внутриконфессиональные процессы. М.: Изд-во Ипполитова, 2010. С. 175–177.

5. Пимен (Хмелевской), архиепископ Саратовский и Вольский. Дневники. Саратовская епархия. Часть 2: 1985–1993 / Сост. мон. Иулиания (Самсонова); вступит. ст. В.В. Теплов. Саратов: Изд-во Саратовской митрополии, 2014. С. 363.

6. См.: Архивное уголовное дело репрессированного № 11477-с, Постановление о задержании в качестве подозреваемого, лист 4.

7. Постановление о привлечении к следствию в качестве обвиняемого. Архивное уголовное дело репрессированного № 11477-с. Л. 10.

8. Протокол допроса от 26.12.1927 г. Архивное уголовное дело репрессированного № 11477-с. Л. 11.

9. См.: Постановление об аресте обвиняемого от 26.12.1927 г. Архивное уголовное дело репрессированного № 11477-с. Л. 12.

10. См.: Протокол объявления об окончании следствия от 20.01.1928 г. Архивное уголовное дело репрессированного № 11477-с. Л. 24.

11. Заключение. Архивное уголовное дело репрессированного № 11477-с. Л. 31.

12. Выписка из протокола. Архивное уголовное дело репрессированного № 11477-с. Л. 32.

13. См.: Справка. Архивное уголовное дело репрессированного № 11477-с. Л. 43.

 

Список использованных источников:

 

1. Послужной список Троицкого мужского монастыря г. Смоленска за 1906 год, хранящийся в Государственном архиве Смоленской области.

2. Архивное уголовное дело репрессированного № 11477-с, находящееся в Управлении ФСБ по Смоленской области.

3. Дарственные надписи на книгах.

4. Смоленские епархиальные ведомости за период с 1906 по 1918 год (https://pravoslavnoe-duhovenstvo.ru).

5. Каиль М.В. Православная Церковь и верующие Смоленской епархии в годы революции и гражданской войны, 1917–1922: государственно-церковные отношения и внутриконфессиональные процессы. — М.: Изд. Ипполитова, 2010. — 372 с.

6. Пимен (Хмелевской), архиепископ Саратовский и Вольский. Дневники. Саратовская епархия. Часть 2: 1985–1993 / Сост. мон. Иулиания (Самсонова); вступит. ст. Теплов В.В. — Саратов: Изд-во Саратовской митрополии, 2014. — 363 с.

7. Майорова Н.В. От великих предков до благодарных потомков: семейный архив Столяровых. — СПб.: Синэл, 2022. — 5 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                     11-12 мая 2024 года, в канун Недели 2-й по Пасхе, апостола Фомы, и в праздник Антипасхи, в Свято-Успенском кафедральном соборе совершено Всенощное бдение и две Божественных литургии. Всенощное бдение и позднюю Божественную литургию возглавил митрофорный протоиерей Свято-Успенского кафедрального собора протоиерей Михаил Горовой в сослужении духовенства собора.

                     В своей проповеди протоиерей Михаил Горовой, в частности, отметил: "Воскресший Господь,явившись Своим ученикам, укрепил их в вере и засвидетельствовал подлинность Своего Воскресения из мертвых. Апостолу Фоме сказал: "Подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим... ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие." (Ин.20,27-29).

                     Сегодняшнее Евангельское чтение побуждает нас поразмышлять о вере и неверии, о религии и атеизме. Христианское мировоззрение находит свое обоснование в религиозном опыте, а атеизм оперирует к научному знанию.

                     Но знаменитые ученые были людьми религиозными. Среди них основоположник отечественной науки Михаил Васильевич Ломоносов, изобретатель физической карты Европы священнослужитель Николай Кузанский, основоположник теории гелиоцентричности вселенной священник Николай Коперник, а монах Георг Мендель открыл законы генетики. Для этих ученых вера в Бога служила духовным основанием в жизни и давала стимул к научным открытиям. Изучая явления и закономерности мироздания, многие ученые пришли к выводу о существовании в мире Творца вселенной, т. е. Бога.

                     Иван Васильевич Киреевский в свое время отмечал тот факт, что недоразумение о противоречии философии и религии, разума и веры основывается на недостатке образованности.

                     Несмотря на значительный успех науки в области технического прогресса, тем не менее гипотеза о происхождении человека из области мира животных так и не нашла до сегодняшнего дня научного подтверждения. Ученые-археологи с мировым именем не обнаружили не достающее звено, соединяющее неандертальца с разумно-мыслящим человеком (homo sapiens). Примат обезьяны так и остался приматом животного.

                     А вот вследствие археологических исследований обнаружены древние города Месопотамии Ур Халдейский, Вавилон, Ниневия, Харран и другие. Научные открытия подтверждают достоверность свидетельств Библии: реалистичность стран и народов, кодексов законов и книг Священного Писания."

                     По окончании богослужения был совершен Крестный хою вокруг собора и желающие смогли получить Благодатный огонь,доставленный в кафедральный собор в Пасхальную ночь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                     9 мая 2024 года, в 79-ю годовщину со Дня Победы в Великой Отечественной войне, в Свято-Успенском кафедральном соборе совершен благодарственный молебен. Богослужение возглавил митрофорный протоиерей Свято-Успенского кафедрального собора протоиерей Михаил Горовой в сослужении духовенства собора и настоятелей храмов г.Смоленска.

                     В своем слове он сказал: “Победа в годы Великой Отечественной войны была достигнута благодаря мужеству, героизму, силе духа, силе веры и единству народа, – проявленному как в тылу, так и на передовой. Свой вклад внесли в дело победы внесли и смоляне. Защита Отечества – дело святое. И в наше время воины, совершая подвиг самопожертвования, защищая суверенитет, независимость страны, мирную жизнь и труд своего народа, – воплощают в жизнь главную заповедь христианства – о любви к Богу и людям”.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                     7 апреля 2024 года в Смоленской областной научной библиотеке им. А.Т. Твардовского состоялась Пасхальная встреча смоленских православных писателей с молодёжью.

                     Праздничное торжество открыл своим выступлением руководитель Комиссии Смоленской епархии по православным библиотекам и кафедрам православной литературы, духовный руководитель Смоленского объединения православных писателей, митрофорный протоиерей Свято-Успенского кафедрального собора протоиерей Михаил Горовой.

                     В своем выступлении он, в частности, сказал: « Уважаемые студенты! Сегодня мы вместе отмечаем праздник Святой Пасхи. Пасха – главный праздник года и сердцевина христианской религии.

                     Господь Иисус Христос силой Своего Божества победил смерть и воскрес из мёртвых. Более двух тысячелетий учения, философы, просто любознательные люди пытаются проникнуть в тайну Воскресения Христова посредством разума, но все усилия их оказываются тщетными.

                     Воскресение Христово – тайна нашей веры. И с целью укрепления нашей веры ежегодно в канун праздника Пасхи на месте страданий, смерти и воскресения Господа – с неба на землю снисходит Благодатный Огонь, свидетельствующий миру, что Бог есть Свет и ходящие;в этом Свете встретят в жизни подлинное счастье, и не будут блуждать во тьме жизненных заблуждений».

                     Архиерейский хор Свято-Успенского кафедрального собора под руководством Ольги Фроловой исполнил молитвенные песнопения.

                     На торжественном мероприятии с поздравительными словами выступила директор Смоленской областной универсальной научной библиотеки им. А. Т. Твардовского, заслуженный работник культуры РФ Ольга Евгеньевна Мальцева.

                     Со своими приветствиями и авторскими произведениями, посвящёнными Пасхальной и патриотической теме выступили: исполняющая обязанности председателя Смоленского областного объединения православных писателей Елена Лышковская, председатель Смоленского регионального отделения Российского союза писателей Владимир Глухов, сопредседатель Правления Смоленской областной организации Союза писателей России Мария Парамонова, сотрудник администрации Смоленской области Александр Грибков, секретарь Смоленского областного объединения православных писателей Наталья Годяева, Людмила Суворова, Виктор Москалев, Сергей Матисов и Лидия Пинская.

                     В числе участников встречи присутствовали студенты ВУЗов и учащиеся общеобразовательных школ г. Смоленска.

                     Студенты Смоленского филиала РЭУ им. Г.В. Плеханова: Иван Козлов, Юлия Лессенч, Мария Зимина продолжили тему мероприятия и прочитали стихотворения известных писателей (руководитель Елена Лукьяновна Амелькович).

                     Музыкальная страница в ходе встречи была представлена педагогом, преподавателем детской школы искусств им. М.А. Балакирева города Смоленска Ларисой Ивановной Власенковой, поэтом Владимиром Ивановичем Глуховым, а также патриотическую тематику мероприятия поддержал ансамбль казачьей песни «Братчина» ( руководитель Татьяна Петровна Латышева).

                     Светлые улыбки вызвало выступление детского хора МБОУ « СШ № 19» под руководством Галины Леонидовны Фоменковой.

                     В заключительном слове протоиерей Михаил Горовой сердечно поблагодарил всех участников писательского объединения за их замечательное творчество. Священник высоко оценил работу сотрудников Смоленской областной научной библиотеки им. А.Т. Твардовского, курирующих кафедру православной литературы, поблагодарил за труды и просветительскую деятельность.

 

Материал подготовила Наталья Годяева

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

.

 

 

 

 

 

 

 

 

                     6 мая 2024 года, в понедельник Светлой седмицы, в день памяти великомученика Георгия Победоносца, в Свято-Успенском кафедральном соборе совершена пасхальным чином Божественная литургия. Богослужение возглавил клирик собора митрофорный протоиерей Михаил Горовой в сослужении клирика храма Воскресения Христова п. Катынь иерея Николая Фокина, духовенства собора.

                     В своей проповеди протоиерей Михаил Горовой, в частности, отметил: «Пасха – это победа Господа над смертью, грехом и диаволом. Но эта победа должна стать и нашей победой, победой над грехом, который удаляет нас от Бога и друг от друга. Воскресение Христово является залогом общего воскресения. Священное Писание учит: «Сеется в тлении, восстает в нетлении; сеется в уничижении, восстает в славе; сеется в немощи, восстает в силе; сеется тело душевное, восстает тело духовное» (1 Кор. 15, 42-44). Поэтому воскресение Христово – это и наше с вами воскресение. Мы, христиане, живём эсхатологической надеждой, что после общего воскресения из мёртвых восстанет новое небо и новая земля, где будет обитать правда Божия. Своим Воскресением Христос открыл дверь в жизнь вечную, но для того, чтобы войти туда и стать наследниками вечной жизни, нам требуется постоянно трудиться, усваивая спасительные плоды этого Воскресения". .

                     По окончании богослужения был совершен Крестный ход вокруг собора . Протоиерей Михаил Горовой поздравил прихожан с праздником Пасхи и пожелал всем мирной жизни, семейного благополучия и пасхальной радости.

 

Православный календарь
Миссия

Причастие

Евхаристия (причастие) — главное Таинство Церкви, установленное Господом Иисусом Христом накануне Его спасительных страданий, крестной смерти и воскресения. Участие в Евхаристии и причащение Телу и Крови Христовым является заповедью Спасителя...

подробнее

Таинство Покаяния (Исповедь)

Покаяние есть таинство, в котором исповедующий свои грехи, при видимом изъявлении прощения от священника, невидимо разрешается от грехов Самим Иисусом Христом (Катехизис).

подробнее

Таинство Крещения

Креще́ние – одно из семи Таинств Церкви – духовное рождение (Ин. 3:5). После крещения человек становится членом Церкви, и может принимать участие в Церковных Таинствах.

подробнее

Таинство Венчания

Венчание – это таинство Церкви, в котором Бог подает будущим супругам, при обещании ими хранить верность друг другу, благодать чистого единодушия для совместной христианской жизни, рождения и воспитания детей.

подробнее

Расписание богослужений

Будние дни
Всенощное бдение – 18.00, Литургия – 9.00

Воскресные и праздничные дни
Всенощное бдение – 18.00, Ранняя литургия – 7.00, Поздняя литургия – 10.00

Молебны с акафистом
Вторник – Смоленской иконе Божией Матери «Одигитрия»
Четверг – поочередно (через неделю) – святителю Николаю Мирликийскому Чудотворцу; преподобному Серафиму Саровскому
Воскресенье – поочередно (через неделю) – Господу нашему Иисусу Сладчайшему; Казанской иконе Божией Матери