214000, г. Смоленск, Соборный двор, 5
+7 910 110 45 60
smolenskiyuspenskiysobor@gmail.com

Смоленский

СВЯТО-УСПЕНСКИЙ

кафедральный собор

Блог протоиерея Михаила Горового

 

 

 

 

 

 

                     Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл 31 мая 2023 года в Зале церковных соборов кафедрального соборного Храма Христа Спасителя в Москве возглавил XII торжественную церемонию избрания и награждения лауреатов Патриаршей литературной премии имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. Это событие ежегодно объединяет под сводами Храма духовенство и видных литературных деятелей из регионов нашей страны и республики Беларусь.

                     В Смоленскую делегацию вошли духовный руководитель Смоленского областного объединения православных писателей (Одигитриевского), клирик Свято-Успенского кафедрального собора города Смоленска митрофорный протоиерей Михаил Горовой, православные писатели, члены Союза писателей России- председатель Смоленского отделения Союза писателей России Боборыкина Виктория Николаевна, Лышковская Елена, Парамонова Мария и настоятель храма в честь святителя Николая Чудотворца в Деменщине Смоленского района иерей Фёдор Зинченко.

                     Открывая мероприятие, Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к участникам и гостям церемонии вручения Патриаршей литературной премии с Первосвятительским словом. Он, в частности, сказал: «На протяжении столетий наша литература насыщалась христианскими образами и символами, питала народную жизнь верой, формировала национальные идеалы. Думаю, не будет преувеличением сказать, что внимание к человеку, к его душе и движениям сердца – все то, в чем так преуспела русская литература, что составляет ее характерную особенность и определяет огромный вклад в общемировую культуру, — во многом произрастает из тех ценностных установок, на которые ориентировалась литература предшествующих эпох… Подлинная русская литература в основе своей христианская. Свидетельство тому — и произведения лауреатов и номинантов прошлых лет и этого сезона».

                     Первая часть церемонии – присуждение премии путем подсчета непосредственно в ходе мероприятия голосов членов Палаты попечителей Патриаршей литературной премии. В то время, когда Счетная комиссия собирала бюллетени тайного голосования и вела подсчет голосов, гостям был показан фильм о Патриаршей литературной премии и фрагменты интервью с каждым из номинантов премии 2023 года: Анатолия Аврутина (Минск), Вячеслава Бондаренко (Минск), протоиерея Владимира Вигилянского (Москва), Александра Дворкина (Москва), Геннадия Иванова (Москва), Светланы Кековой (Саратов), Игоря Смолькина (Изборцева) (Псков), Алексея Солоницына (Самара), Валерия Хайрюзова (Иркутск).

                     По итогам голосования лауреатами Патриаршей литературной премии 2023 года стали: прозаик протоиерей Владимир Вигилянский (Москва), поэт Светлана Васильевна Кекова (Саратов), писатель Валерий Николаевич Хайрюзов (Иркутск).

                     Из рук Святейшего Владыки победители получили сертификаты, дипломы и знаки премии – медали и хрустальные фигуры с изображением святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. Лауреаты выступили с ответным словом, поблагодарив Святейшего Патриарха Кирилла за высокую награду. Номинанты премии 2023 года получили Патриарший знак «За вклад в развитие русской литературы» и диплом.

                     После церемонии награждения в исполнении Концертного симфонического оркестра Московской консерватории под управлением заслуженного артиста России профессора А.А. Левина прозвучала 2-я симфония великого русского композитора С.В. Рахманинова, 150-летие со дня рождения которого отмечается в этом году.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                     28 мая 2023 года, в Неделю 7-ю по Пасхе, святых отцов 1-го Вселенского собора, в Свято-Успенском кафедральном соборе совершено две Божественных литургии.

                     Позднюю литургию возглавил митрофорный протоиерей Михаил Горовой в сослужении клириков собора протоиерея Григория Трубина, иерея Игоря Маллера, духовенства собора.

                     В своей проповеди протоиерей Михаил Горовой отметил: "Важным принципом в нашей Церкви является соборность. Хранит чистоту веры вся полнота Православия: архипастыри, пастыри и народ Божий. Как же мы, христиане 21 века, должны относиться к религиозны течениям, религиозно-философским концепциям? Отцы и учители Вселенской Церкви нас учат,что в вопросах вероучения компромиссов не бывает: "В главном - единство, во второстепенном - свобода, в всем - любовь." (Прп.Викентий Леринский).

                     По окончании богослужения протоиерей Михаил Горовой поздравил прихожан собора с воскресным днем и с праздником Вознесения Господня, пожелал крепости духа, семейного благополучия, преданности Церкви Христовой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                     24-25 мая 2023 года, в праздник Вознесения Господня, в Свято-Успенском кафедральном соборе совершено Всенощное бдение и Божественная литургия.

                     Богослужение возглавил митрофорный протоиерей Михаил Горовой в сослужении духовенства Свято-Успенского кафедрального собора.

                     В своей проповеди протоиерей Михаил Горовой отметил: "Вознесение Господне является заключительным этапом в деле домостроительства спасения рода человеческого. Господь вознесся потому, что необходимо было послать Своим ученикам, а в лице их и нам с вами, благодать Святаго Духа. Господь вознесся, дабы, послав Духа Святаго, основать на земле Церковь воинствующую, Сокровищницу благодатных даров Святаго Духа. Этой благодатью и совершается наше спасение."

                     После окончания богослужения был совершен праздничный молебен.

                     Протоиерей Михаил поздравил прихожан с праздником Вознесения Господня, пожелал мирной жизни, семейного благополучия, благодатной помощи в повседневных трудах.

 

 

 

 

 

 

 

\

 

 

 

 

                     23 мая 2023 года в ГКУК « Смоленская областная специальная библиотека для слепых» прошел литературно-музыкальный вечер, посвящённый Дню славянской письменности и культуры.

                     По традиции почетными участниками встречи стали руководитель Комиссии Смоленской епархии по православным библиотекам и кафедрам православной литературы, духовный руководитель Одигитриевского Смоленского объединения православных писателей, митрофорный протоиерей Михаил Горовой, наместник Спасо-Преображенского Авраамиева мужского монастыря г. Смоленска игумен Николай Золотов и члены Смоленского областного объединения православных писателей (Одигитриевского).

                     На праздник в библиотеке собрались сотрудники и читатели, слабовидящие люди, инвалиды по зрению и инвалиды других категорий.

                     Открывая вечер, духовный руководитель Смоленского областного объединения православных писателей протоиерей Михаил Горовой поздравил собравшихся с днем памяти святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия, просветителей славян, с церковно-государственным праздником Днем славянской письменности и культуры, а также напомнил, что в эти дни продолжается и празднование Светлого Христова Воскресения.

                     В своем выступлении руководитель Комиссии Смоленской епархии по православным библиотекам и кафедрам православной литературы, духовный руководитель Одигитриевского Смоленского объединения православных писателей, митрофорный протоиерей Михаил Горовой, в частности отметил: «Подвиг святых равноапостольных Кирилла и Мефодия носит вечный и непреходящий характер. Святые братья изобрели славянскую азбуку, осуществили перевод библейских книг на славянский язык, положили начало развитию письменности и культуры среди славянских народов. Их духовное наследие, сокровище славы Божией, служит объединяющим началом для славян и в наши дни».

                     На торжественном мероприятии с напутственными и приветственными словами выступил также  наместник Спасо-Преображенского Авраамиева мужского монастыря г. Смоленска игумен Николай Золотов.

                     Слова благодарности в адрес присутствующих священников и членов Смоленского областного объединения православных писателей прозвучали в выступлениях директора библиотеки для слепых Ирины Сергеевны Белоглазовой, председателя Смоленской областной организации общества слепых Сергея Владимировича Ковнерева,

                     Размышлениями на тему праздника, нашедшими отражение в поэтическом творчестве, поделились: зам. председателя Смоленского областного объединения православных писателей (Одигитриевского) Елена Лышковская, секретарь Смоленского областного объединения православных писателей Наталья Годяева, Любовь Стеклова, Наталья Исаенко, Мария Парамонова и Александр Михайлов.

                     Своим искусством порадовали и читатели библиотеки. Знаменитую оду Гавриила Державина “Бог” очень выразительно прочитал дипломант областных конкурсов “Салют Победы” и “Эстрада и живое слово” Владимир Сафонов.

                     Музыкальные композиции прозвучали также в исполнении читателей библиотеки Светланы Ворониной, Константина Денисенкова, народного коллектива вокальной группы « Верность» (Анна Фомина и Любовь Соткевич).

                     Теплые улыбки вызвало выступление детского хора  МБОУ « СШ № 19» под руководством Галины Фоменковой. Душевность ребят особо отметила ведущая этого мероприятия Елена Лышковская и подарила им сладкий презент, а директор библиотеки вручила их руководителю благодарственное письмо.

                     В заключительном слове протоиерей Михаил Горовой сердечно поблагодарил всех участников писательского объединения за их замечательное творчество. Священник отдельно отметил работу сотрудников ГКУК « Смоленская областная специальная библиотека для слепых» и поблагодарил за труды и просветительскую деятельность.

                     По завершении программы вечера, желающие могли пообщаться со священниками и православными писателями, познакомиться с тематической выставкой книг ”, посвященной Дню славянской письменности и культуры.

                     Материал подготовила Наталья Годяева

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                     22 мая 2023 года, в праздник перенесения мощей святителя Николая из Мир Ликийских в Бар, в Смоленском Свято-Успенском кафедральном соборе совершена Божественная литургия.

                     Богослужение возглавил митрофорный протоиерей Свято-Успенского кафедрального собора Михаил Горовой в сослужении настоятеля храма святых праведных Иоакима и Анны села Буценино Смоленского района иерея Алексия Зуева, духовенства собора.

                     В своей проповеди протоиерей Михаил Горовой указал на то,” что Церковь именует жизненный подвиг святителя Николая “правилом веры, образом кротости и воздержания”. Все это необходимо для успеха в духовной жизни и нам – христианам 21 века. Будучи ревнителем чистоты веры Христовой, святитель исполнил заповедь Христа о любви к Богу и людям, что позволило ему стяжать харизму благодатных даров Святого Духа. Эти благодатные дары он щедро изливает и в наше время, являясь молитвенником и заступником за нас пред престолом Божиим”.

                     По окончании богослужения был совершен праздничный молебен. Протоиерей Михаил Горовой поздравил прихожан собора с праздником, пожелал в крепости духовных и физических сил быть, по примеру святителя Николая,ревнителями чистоты веры Христовой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                     14 мая 2023 года, в Неделю 5-ю по Пасхе, о самаряныне, в день памяти преподобного Герасима Болдинского, митрополит Смоленский и Дорогобужский Исидор возглавил престольные торжества в Свято-Троицком Болдином мужском монастыре.

                     Высокопреосвященнейшему Владыке сослужили настоятель Свято-Троицкого Болдина монастыря архимандрит Антоний (Мезенцов), секретарь Архиерейского совета Смоленской митрополии, благочинный Ярцевского церковного округа протоиерей Василий Мовчанюк, председатель Комиссии Смоленской епархии по увековечению памяти Новомучеников и Исповедников Церкви Русския протоиерей Михаил Горовой, духовенство Смоленской епархии, братия обители.

                     Песнопения богослужения исполнил хор Донского ставропигиального мужского монастыря г. Москвы под управлением регента Ивана Любимова.

                     Радость соборной молитвы вместе с духовенством разделили заместитель председателя Комитета Государственной Думы РФ по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками, депутат Государственной Думы РФ от Смоленской области, член Генсовета Партии «Единая Россия» Артем Викторович Туров, депутат Государственной Думы РФ от Тульской области, член Комитета Государственной Думы РФ по промышленности и торговле, куратор работы общественных приемных Председателя Партии “Единая Росиия” Д. А. Медведева по ЦФО Виктор Викторович Дзюба, настоятельница Свято-Димитриевского женского монастыря города Дорогобужа игумения Антония (Егорова) с сестрами, прихожане монастырского храма.

                     После чтения Святого Евангелия митрополит Исидор обратился к молящимся со словами проповеди.

                     По окончании Божественной литургии состоялся Крестный ход, во время которого на монастырском кладбище была совершена заупокойная лития.

                     После Крестного хода, по возвращении в храм, архипастырь поздравил присутствующих с праздником:

                     Дорогой отец Антоний! Дорогие отцы, братья и сестры!

                     Искренние поздравления с престольным праздником, с днем памяти преподобного Герасима Болдинского чудотворца – нашего духовного покровителя Смоленщины и всей Святой Руси, нашего наставника.

                     Мы сегодня с вами слышали в акафистном чтении слова о том, что Господь даровал преподобному Герасиму дар охранения своей обители. Именно так и происходит, что сам преподобный Герасим охраняет свою святую обитель, сам преподобный Герасим печется об отце настоятеле, заботится о братии и о прихожанах нашей с вами святой обители.

                     Пусть будет так всегда и мы будем чувствовать ту благодать Божию, которая так изобильно проистекает от Святой Церкви. И главным источником этой благодати во Святой Церкви является Причастие Святых Христовых Таин, но и великие угодники Божии наши являются верными проводниками благодати Божией.

                     Пусть для каждого из нас этим неиссякаемым источником благодати будут мощи и предстательство преподобного и богоносного отца нашего Герасима Болдинского. А его молитвами пусть Господь хранит всех нас.

БлагочинияВ вузах и школах На приходахВ библиотеках на кафедрах православной литературыИтого
 
Борисоглебское5212771
Петропавловское428757
Демидовское1381839
Ярцевское8111231
Смоленское районное106420
 
Итого по Смоленской епархии218

Поздравление Митрополита Смоленского и Дорогобужского Исидора.

 

 

Поздравление Архиепископа Корейского Феофана.

 

 

 

 

 

 

 

 

                     7 мая 2023 года, в Неделю о расслабленном, в Свято-Успенском кафедральном соборе совершено вечернее богослужение с акафистом Воскресению Христову.

                     Богослужение возглавил митрофорный протоиерей Свято-Успенского кафедрального собора  Михаил Горовой в сослужении настоятеля храма святых праведных Иоакима и Анны села Буценино Смоленского района иерея Алексия Зуева.

                     В своей проповеди протоиерей Михаил Горовой отметил: "Пасха - это торжество нашей Церкви. Сердцевиной праздника является победа Господа над смертью. Пасха - это еще и духовная основа нашей веры. По словам ап. Павла, "Если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша". (1Кор.15,14). Но Христос тридневно воскрес из мертвых, силой Своего Божества победил смерть и нам даровал жизнь вечную в Невечернем Свете Своего Царства."

 

Апокалипсис мелкого греха.

 

«Но имею против тебя то, что ты оставил первую любовь твою». (Откр. 2,4).

 

                     Мелкий грех, как табак, до того вошел в привычку человеческого общества, что общество ему предоставляет всяческие удобства. Где только нельзя найти папирос! Везде можно найти пепельницу, повсюду существуют специальные комнаты, вагоны, купе – «для курящих». Даже не будет преувеличением сказать, что весь мир представляет собою одну огромную комнату, вернее один огромный вагон в межзвездных сферах: «для курящих». «Курят» – мелко-спокойно грешат все: старые и малые, больные и здоровые, ученые и простые... Преступнику перед казнью позволяют выкурить папиросу. Словно воздуху мало в земной атмосфере, или слишком пресный он, – надо создать себе какой то дымный, ядовитый воздух и дышать, дышать этим ядом, упиваться этим дымом. И вот все упиваются. До того, что «некурящий» – явление почти такое же редкое, как и «никогда не лгущий», или «ни над кем не возносящийся»... Табачный рынок – один из самых значительных в мировой торговле, и ежегодно миллионы людей трудятся для доставления возможности другим миллионам и миллионам – вдыхать едкий дым, овевать его наркозом свою голову и весь организм.

                     В природе ли человека мелко, наркотически грешить – «курить»? Странным представляется самый вопрос. В природе ли человека идти против природы? В природе ли наркотировать себя? Услаждение кокаином правительства запрещают, а табаком поощряют. Мелкие грехи человеческим законом дозволяются, в тюрьму они не приводят. Все повинны в них, и никто не хочет бросать в них камнем. Табак, как «маленький кокаин», дозволен, как маленькая ложь, как незаметная неправда, как убийство человека в сердце или в утробе. Но не то говорит Откровение Божие – воля Живого Бога. Господь не мирится ни с маленькой ложью, ни с единым убийственным словом, ни с одним, прелюбодейным взглядом. Маленькая травка беззакония столь же окаянна перед Господом, сколь большое дерево преступления. Множество малых грехопадений, несомненно, тяжелее для души человека, чем несколько великих, всегда стоящих в памяти, могущих всегда быть снятыми в покаянии. И святой, конечно, не тот, кто делает великие дела, но кто удерживается и от самых малых преступлений.

                     Против великого греха легче начать борьбу, легче возненавидеть его приближение. Известен случай с праведным Антонием Муромским. К нему пришли две женщины: одна сокрушалась о своем одном великом грехе, другая самодовольно свидетельствовала о своей непричастности ни к каким большим грехам1. Встретив женщин на дороге, старец велел первой пойти и принести ему большой камень, а другой – набрать поболее мелких камешков. Через несколько минут женщины возвратились. Тогда старец сказал им: «Теперь отнесите и положите эти камни точно в те места, откуда вы их взяли». Женщина с большим камнем легко нашла то место; откуда она взяла камень, другая же тщетно кружилась, ища гнезда своих мелких камешков, и возвратилась к старцу со всеми камнями. Прозорливый Антоний объяснил им, что эти камни выражают... У второй женщины они выражали многочисленные грехи, к которым она привыкла, считала их ни за что и никогда в них не каялась. Она не помнила своих мелких грехов и вспышек страстей, а они выражали безотрадное состояние ее души, неспособной даже к покаянию. А первая женщина, помнившая свой грех, болела этим грехом и сняла его со своей души.

                     Множество малых, недостойных привычек – тина для души человека, если человек утверждает их в себе или осознал как «неизбежное» зло, против которого «не стоит» и «нельзя» бороться. Вот тут-то и попадает душа в западню врага Божьего. «Я не святой», «я в миру живу», «я должен жить, как все люди»... – успокаивает себя ноющая совесть верующего человека. Человек, человек, конечно, ты не святой, конечно, ты «живешь в миру», и «должен жить, как все люди», и потому – рождайся, как все люди; умирай, как они, смотри, слушай, говори, как они, но зачем тебе преступать Закон Бога – «как они»? Зачем тебе нравственно так не благоухать, «как они»? Задумайся над этим, человек.

                     Как трудно сдвинуться душе с ложной, но привычной мысли. Психология атеистического мира сего так крепко въелась в психический мир современного человека, что в отношении греха и преступления против Божьих Законов почти все люди действуют одинаково – «по штампу». Самое же печальное, что зло внушило людям «требованиями природы» называть требования греха. Требование природы – дышать, в меру питаться, согреваться, уделять часть суток сну, но никак не наркотировать свой организм, бессмысленно привязываться к миражу, к дыму.

                     Ведь стоит только честно задуматься над этим вопросом, как зло само всплывает на поверхность совести. Но в том-то и дело, что современному человеку некогда задуматься над единственно важным вопросом касающимся не маленькой этой 60–70 летней жизни, но вечности ее бессмертного существования в новых, великих условиях. Поглощенный совсем неверно понимаемой «практикой», человек современный, погрузившись в свою практически-земную жизнь, думает, что он в самом деле «практичен». Горестное заблуждение! В минуту своей неизбежной (всегда очень близкой от него) так называемой смерти он воочию увидит, как мало практичен он был, сведя вопрос практики к потребностям своего желудка и совсем забыв свой дух.

                     А пока человеку действительно «некогда» задуматься над элементарными нравственными законами своей жизни. И, несчастный человек, сам страдает невыразимо от этого. Как ребенок, непрестанно касающийся огня и плачущий, человечество непрестанно касается огня греха и похоти, и плачет и страдает, но снова и снова касается... не понимая своего состояния духовной детскости, которая в Евангелии называется «слепотою», и есть действительная слепота сердца при наличии физических глаз.

                     Человечество само себя убивает чрез грех, и каждый человек так же. Обуреваясь, волнуясь злом, разнуздывая низшие инстинкты, человечество себе готовит страшную судьбу, как и каждый человек, идущий этим путем. Сеющие ветер – пожнут бурю. И вот над этим, над единственно важным – «некогда» задуматься... «Живи мгновеньем», «что будет, то будет» – отмахивается душа от самой истины, внутри ее говорящей, что надо ей войти в себя, сосредоточиться, осмотреть привязанности своего сердца и подумать о своей вечной участи. Творец мира велел заботиться человеку только о дне; мир велит заботиться только «о мгновении», погружая человека в море забот о всей жизни!

                     Тема о нравственно маленьком совсем не мелка. Здесь отражение апокалиптического упрека Божьего христианскому миру, что он «забыл первую любовь свою». Сколь чище и нравственно выше человека сейчас даже та пошатнувшаяся природа, из которой создано его тело. Как чист камень, готовый вопиять против людей, не воздающих славу Богу, как чисты цветы, деревья в своем чудном кругу жизни, как великолепно покорны Закону Творца звери в чистоте своей. Божья природа не курит, не наркотируется, не развратничает, не вытравляет Богом данного плода. Бессловесная природа учит человека, как нужно нести Крест послушания Богу среди всех бурь и страданий этой жизни. Нужно человеку задуматься над этим.

                     Некоторые думают, что все происходящее здесь, на земле, не будет иметь никаких последствий. Человеку с нечистой совестью, конечно, так приятнее думать. Но зачем обманывать себя? Рано или поздно придется увидеть ослепительную тайну чистоты мироздания.

                     Мы себя ощущаем как «жизнь». Неужели же мы себя так мелко расцениваем и так неглубоко понимаем Того, Кто сотворил миры, чтобы думать об этой земной жизненной суете как о бытии человека? Мы гораздо более и выше того, что мы привыкли здесь, на земле, считать не только своею жизнью, но даже своими идеалами. Но мы: зерно, положенное в землю. И потому нам сейчас не видна поверхность вселенной, та истинная картина природы, которая откроется нашим глазам в минуту так называемой смерти, т.е. для всех весьма скоро.

                     Что такое смерть? Смерть – это совсем не гроб, не балдахин, не черная повязка на руке, не могила в глине. Смерть – это, когда росток жизни нашей вылезет на поверхность земли и станет под прямые лучи Божьего солнца. Умереть и прорасти зерно жизни должно еще здесь, в земле. Это так называемое в Евангелии «рождение духом», «второе рождение» человека. Смерть же тела есть оставление ростком земли, выход из земли. Всякого человека, получившего хотя бы самую маленькую духовную закваску, хотя бы самую незначительную евангельскую жемчужину «внутрь себя», ожидает совсем не смерть, и даже – далеко не смерть. Для мертвых же духом, конечно, гробы, могилы, черные повязки – это все реальности. И их духу нельзя будет выйти на поверхность истинной жизни, ибо они на земле для себя, для грехов своих не умерли.

                     Как яйцо, мы закрыты от иного мира тонкой скорлупой тела. И скорлупки наши бьются одна за другой... Блажен человек, который окажется живым, сформированным для будущей жизни организмом. Достойно плача состояние того, кто окажется бесформенной жидкостью... и еще даже может быть отвратительной по своему нравственному запаху!

                     Здесь, на земле, мы истинно в темноте духа, в «утробе» его. И неужели не преступно, находясь в таком состоянии, не готовиться к своему настоящему рождению, но считать свой мрак – либо идеальным предельно-радостным местом жизни (как считает оптимистический атеизм), либо непонятным местом бессмысленных страданий (как считает атеизм пессимистический)?

                     Физическим глазам смысл, конечно, не виден, но в него очень легко, более чем легко поверить, подумав над собой и над Евангелием. Об этом смысле кричит вся природа; о нем начинает кричать всякая пробудившаяся душа человека.

                     Как бережно всем нам, «не-проросшим» людям, надо относиться друг к другу... Как нужно оберегать друг во друге это прорастание, этот выход на вольный воздух, под Божье солнце!

                     Человек страшно за все ответственен, и трудно теоретически вообразить себе несчастье того человека, который, атеистически прожив на земле «так, как будто ничего нет», вдруг очутится лицом к лицу с реальностью, не только более яркой, чем эта наша земля, но даже превосходящей все наши понятия о реальности... Не об этих ли душах страдал Господь в Гефсиманском саду? Во всяком случае, и за них он принял страдание на Кресте.

                     Если бы видимое небо не отделяло нас от неба невидимого, мы бы содрогались от тех несоответствий духа, которые существуют меж ангельской торжествующей церковью и нашей земной церковью, почти не воинствующих, дряблых человеческих душ. Мы бы ужаснулись и поняли бы ясно ту истину, которая нам cейчас непонятна: что сделал для нас Господь Иисус Христос и что Он делает для каждого из нас. Его спасение мы представляем себе почти теоретически, абстрактно. Но когда бы мы увидели с одной стороны, белоснежные сонмы молниелучных чистых духов, огненных, пламенных, горящих невообразимой любовью к Богу и устремленных ко спасению всего творения, и, другой стороны, увидели бы землю с ее сотнями миллионов полу-людей, полу-насекомых, с сердцами, устремленными только к земле, людей, пожирающих друг друга, самолюбивых, сластолюбивых, деньголюбивых, несговорчивых, одержимых прилипшими к ним темными силами, мы бы ужаснулись и вострепетали. И нам бы предстала ясная картина безусловной невозможности спасения «естественными» путями. Рассуждения оккультистов об эволюционном движении перевоплощающегося человечества ввысь нам бы показались, в лучшем случае, безумными. Мы бы увидели, что тьма над человечеством не редеет, но сгущается... И мы бы поняли, что сделал для людей Воплотившийся на их земле Творец. Мы бы увидели, как колоски даже с одним зернышком берутся небесными жнецами на небо, что малейшая искра Христова в человеке – как единое зернышко в колоске – уже спасает этого человека. Все темное зачеркивается, отсекается, берется одна только искра, и она становится вечной жизнью человека. Слава спасению Христову! Воистину, мы ничего не имеем в себе, кроме своего лежащего в прахе достоинства человеческого. И из этого праха мы возникаем благодатью Христовой и искрой уносимся в небо. Но уносимся, если зажглась в нас эта искра любви к Богу, если мы способны оттолкнуться душой от всего смертного в мире, способны заметить это смертное в малейшем, и так же оттолкнуть его от себя. Чуткость к малейшему в себе будет для нас показатель здоровья нашей души. Если атомы действительно заключают в себе точные солнечные системы, то это прекрасный пример органической однородности всякого греха: малого и большого.

                     Речь о необходимости отвержения даже самого мелкого греха приводит нас к самому важному вопросу человеческой жизни: вопросу о жизни после смерти.

                     Откровение Церкви утверждает, что не освободившаяся от той или иной страсти душа перенесет эту свою страсть в потусторонний мир, где ввиду отсутствия тела (до воскресения) невозможно будет эту страсть удовлетворить, отчего душа будет пребывать в непрестанном томлении самосгорания, непрестанной жажде греха и похоти без возможности ее удовлетворить.

                     Гастроном, только и думавший в своей земной жизни, что о еде, несомненно, будет мучиться после своей смерти, лишившись плотской пищи, но не лишившись духовной жажды к ней стремиться. Пьяница будет невероятно терзаться, не имея тела, которое можно удовлетворить, залив алкоголем, и тем немного успокоить на время мучающуюся душу. Блудник будет испытывать то же чувство. Деньголюбец тоже... Курильщик – тоже.

                     Легко сделать опыт. Пусть курильщик не покурит двое-трое суток. Что он будет испытывать? Известное мучение, смягчаемое еще всеми отношениями и развлечениями жизни. Но отнимите жизнь с ее развлечениями... Страдание обострится. Страдает не тело, но душа, живущая в теле, привыкшая через тело удовлетворять свою похоть, свою страсть. Лишенная удовлетворения, душа страдает. Так страдает, конечно, и душа богатого грешника, вдруг лишившаяся богатства, покоелюбца, лишившаяся покоя, душа самолюбца, получившая удар по самолюбию... Сколько самоубийств было на этой почве! Все это опыт, голый опыт нашей земной жизни. Уже здесь, на земле, мы можем проделывать опыты над своей душой. Следует каждому человеку быть дальновидным. Нужно оберегать свой дом от подкопа (Мф. 24, 43).

                     Чувствуя это, неужели можно спокойно предаваться страстям или даже делить их на серьезные и «невинные»? Ведь огонь все равно огонь – как доменной печи, так и горящей спички. И тот и другой мучителен для человека, касающегося его, и может быть смертелен. Нужно понять эту несомненную истину, что всякая страсть, всякая злоба, всякая похоть есть огонь.

                     Божий Закон заключил инстинкты тела человеческого в рамки, а волевой и раздражительной энергиям души дает истинное направление, чтобы удобно и легко шел человек к одухотворению. Как назвать того человека, который, понимая все это, спокойно и легкомысленно относится к своим страстям, извиняет их, усыпляя все признаки спасительной чуткости в своей душе.

                     Надо, прежде всего, перестать оправдывать свою похоть – даже самую малейшую, надо осудить ее пред Богом и самим собой. Надо взмолиться об избавлении, о спасении. Спаситель Господь называется спасителем не отвлеченно, но реально. Спаситель спасает от всех слабостей и страстей. Он избавляет. Он исцеляет. Совершенно видимо, ощутительно. Исцеляя, прощает. Прощение есть исцеление того, что надо простить. Дается оно только алчущим и жаждущим этой правды. Просто хотящим, тлеющим в желании своем, не дается исцеления. Горящим же, пламенеющим, умоляющим, стремящимся сердцем – дается. Ибо только такие способны оценить дар Божьего исцеления, не растоптать и возблагодарить за него, чутко охранить Именем Спасителя от новых искушений зла.

                     Конечно, курение – очень небольшая похоть, как и спичка – небольшой огонь. Но и эта похоть – духопротивна, и невозможно себе даже представить кого-либо из ближайших Господних учеников – курящими папиросы.

                     «Уничтожай малую похоть», – говорят святые. Нет такого желудя, который не заключал бы в себе дуба. Так и в грехах. Малое растеньице легко выпалывается. Большое требует специальных орудий для своего искоренения.

                     Духовный смысл курения и всех мелких «оправдываемых» противозаконий духа есть распущенность. Не только тела, но и души. Это есть ложное успокаивание себя (своих «нервов», как говорят иногда не вполне сознавая, что нервы – плотское зеркало души). «Успокаивание» это ведет ко все большему удалению от истинного покоя, от истинного утешения Духа. Это успокоение – мираж. Сейчас – пока есть тело – его надо возобновлять постоянно. После – это наркотическое успокоение будет источником мучительной плененности души.

                     Надо понять, что «срывающий», например, свою злобу – тоже «успокаивается». Но, конечно, лишь – до нового припадка злобы. Успокаивать себя удовлетворением страсти нельзя. Успокоить себя можно, лишь противостав страсти, удержавшись от нее. Успокоить себя можно, лишь понеся Крест борьбы против всякой страсти, даже самой мельчайшей, Крест ее неприятия в свое сердце. Это путь истинного, твердого, верного и – главное – вечного счастья. Поднявшийся над туманом видит солнце и вечно голубое небо. Поднявшийся над страстями входит в сферу мира Христова, неописуемого блаженства, начинающегося уже здесь, на земле, и доступного каждому человеку.

                     Миражное счастье – папироса. Такое же, как на кого-нибудь рассердиться, пред кем-нибудь погордиться, покрасить для людей свои щеки или свои губы, украсть маленький кусочек сладости – маленькую копеечку с церковного блюда Божьей природы. Не нужно искать таких счастий. Их прямое, логическое продолжение: кокаин, удар по лицу человека или выстрел в него, подделка ценности. Блажен человек кто, найдя такое счастье, оттолкнет его с праведным и святым гневом. Это царствующее в мире демоническое счастье есть блудница, вторгнувшаяся в брак души человеческой со Христом, Богом Истины и чистой блаженной радости.

                     Всякое утешение вне Духа Святого Утешителя есть тот безумный соблазн, на котором строят свои мечты устроители человеческого рая. Утешитель – один только Творческий Дух Истины Христовой.

                     Молиться духом, куря папиросу, невозможно. Невозможно проповедовать, куря папиросу. Перед входом в храм Божий откидывается папироса... но храм Божий – ведь это мы.

                     Кто хочет каждую минуту быть храмом Божьим – откинет папиросу, как всякую ложную мысль, всякое нечистое чувство. Отношение к маленькому душевному движению в себе – термометр горячности веры человека и его любви к Богу.

                     Можно себе представить такой жизненный пример: табак, как растение, не имеет в себе никакого зла (как и золотой песок, как и хлопок, из которого выделывается денежная ассигнация). Абрикос – Божье растение. Алкоголь бывает очень полезен организму человека в известные минуты и в известных дозах, ничуть не противореча духу, как умеренный чай или кофе. Дерево, материя, из которых делается мебель, все – Божье... Но теперь возьмем эти слагаемые в следующем сочетании: в мягком кресле развалился человек и курит гаванскую сигару, ежеминутно прихлебывая из стоящей около него рюмки абрикотина... Может ли этот человек в таком состоянии вести беседу о Живом Боге – творить молитву Живому Богу? Физически – да, духовно – нет. Почему? Да потому, что человек этот сейчас распущен, его душа утонула и в кресле, и в гаванской сигаре, и в рюмке абрикотина. В эту минуту у него почти нет души. Он, как блудный сын Евангелия, скитается «в далеких краях». Так может человек потерять свою душу. Теряет ее человек все время. И хорошо, если и все время опять находит ее, борется, чтобы не терять, дрожит над душою своею, как над любимым младенцем своим. Душа – младенец бессмертия, беззащитный и жалкий в условиях окружающего нас мира. Как нужно прижимать к груди своей, к сердцу своему – свою душу, как нужно любить ее, предназначенную для вечной жизни. О, как нужно счищать даже малейшее пятнышко с нее!

                     Сейчас был представлен пример невозможности сохранить свою душу, сластолюбиво распределив ее по окружающим предметам: кресла, сигары, ликера. Пример взят особенно красочный, хотя бывают в жизни и еще более красочные. Но если взять не красочный, а серый, но того же распущенного духа, – все останется той же самой атмосферой, при которой меньшим грехом будет молчать о Христе, чем говорить о Нем. Вот где разгадка того, почему мир молчит о Христе, почему ни на улицах, ни в салонах, ни на дружеских беседах люди не говорят о Спасителе Вселенной, о Едином Отце мира, несмотря на множество людей, верующих в Него.

                     Не всегда перед людьми стыдно говорить о Боге; иногда перед Богом стыдно бывает говорить о Нем людям. Мир инстинктивно понимает, что в той обстановке, в которой он находится все время – меньше греха молчать о Христе, чем говорить о нем. И вот люди молчат о Боге. Страшный симптом. Наводняется мир легионами слов, одержим язык человека этими пустыми легионами, и – ни слова, почти ни слова о Боге, о Начале, Конце и Средоточии всего.

                     Ибо сказать о Боге – это сейчас же обличить себя и весь мир. И если слово о Боге все же сказано, его трудно договорить до конца – и перед собой и пред миром.

                     Если у человека нет отвращения к своим маленьким грехам – он духовно нездоров. Если есть отвращение, но «нет сил» преодолеть слабость, значит, она оставляется до того времени, пока человек не проявит свою веру в борьбе с чем-нибудь более для него опасным, чем данная слабость, а она оставляется ему для смирения. Ибо немало людей, на вид беспорочных, не пьющих и не курящих, но подобных, по слову Лествичника, «гнилому яблоку», то есть исполненных явной или тайной гордыни. И нет возможности смирить их гордыню, как только каким-либо падением. Но останется вне Царствия Божия и его законов тот, кто сам, по тем или иным соображениям, «разрешит» себе мелкие грехи. Такой человек, «усыпляющий» свою совесть, делается не способен преступить грань подлинной жизни духа. Он остается всегда подобен юноше, подходящему ко Христу и сейчас же отходящему от него с печалью, или даже иногда без печали, а просто чтобы... «покурить»!

                     Ригоризм и пуританство чужды евангельскому духу. Фарисейская праведность без любви – более темна в очах Божиих, чем всякий грех. Но и теплохладность христиан в исполнении заповедей – так же темна. Как фарисействующие, так и торгующие и курящие в храме Божьем – одинаково изгоняются из храма.

                     Ибо воля Божия есть" освящение наше» (1Фес. 4, 3). Чуткая совесть сама изострит зрение для обнаруживания той чуждой пыли, которая лежит на ранах души.

                     Сын Божий и Сын Человеческий дал нам одну заповедь для жажды: «Будьте совершенны, как Отец ваш Небесный совершен есть» (Мф.5:48). В ней Господь как бы говорит: «Люди, Я не даю вам меры – определите ее сами. Определите сами меру вашей любви к чистоте Моей и вашего послушания этой любви».

 

                     1. На исповеди часто неразумно свидетельствуют люди об этом же, не понимая, что не для самооправдания, но для самоосуждения они пришли.

Православный календарь
Миссия

Причастие

Евхаристия (причастие) — главное Таинство Церкви, установленное Господом Иисусом Христом накануне Его спасительных страданий, крестной смерти и воскресения. Участие в Евхаристии и причащение Телу и Крови Христовым является заповедью Спасителя...

подробнее

Таинство Покаяния (Исповедь)

Покаяние есть таинство, в котором исповедующий свои грехи, при видимом изъявлении прощения от священника, невидимо разрешается от грехов Самим Иисусом Христом (Катехизис).

подробнее

Таинство Крещения

Креще́ние – одно из семи Таинств Церкви – духовное рождение (Ин. 3:5). После крещения человек становится членом Церкви, и может принимать участие в Церковных Таинствах.

подробнее

Таинство Венчания

Венчание – это таинство Церкви, в котором Бог подает будущим супругам, при обещании ими хранить верность друг другу, благодать чистого единодушия для совместной христианской жизни, рождения и воспитания детей.

подробнее

Расписание богослужений

Будние дни
Всенощное бдение – 18.00, Литургия – 9.00

Воскресные и праздничные дни
Всенощное бдение – 18.00, Ранняя литургия – 7.00, Поздняя литургия – 10.00

Молебны с акафистом
Вторник – Смоленской иконе Божией Матери «Одигитрия»
Четверг – поочередно (через неделю) – святителю Николаю Мирликийскому Чудотворцу; преподобному Серафиму Саровскому
Воскресенье – поочередно (через неделю) – Господу нашему Иисусу Сладчайшему; Казанской иконе Божией Матери