214000, г. Смоленск, Соборный двор, 5
+7 910 110 45 60
smolenskiyuspenskiysobor@gmail.com

Смоленский

СВЯТО-УСПЕНСКИЙ

кафедральный собор

Блог протоиерея Михаила Горового

 

 

                     Сегодня ни для кого не секрет, что после октябрьского переворота 1917 года Советская власть заняла по отношению к церкви суровую воинственно-атеистическую позицию.

                     В феврале 1922 года, ВЦИК издал декрет об изъятии церковных ценностей в помощь голодающим. В строго секретном письме В. М. Молотову для членов Политбюро ЦК РКП (б) от 19 марта 1922 года В. И. Ленин писал: «изъятие ценностей, в особенности самых богатых лавр, монастырей и церквей, должно быть проведено с беспощадной решительностью, безусловно, ни перед чем не останавливаясь и в самый кратчайший срок. Чем большее число представителей реакционного духовенства и реакционной буржуазии удастся нам по этому поводу расстрелять, тем лучше. Надо именно теперь проучить эту публику так, чтобы на несколько десятков лет они ни о каком сопротивлении не смели и думать» [4].

                     Началась повсеместная реализация указаний вождя по ограблению церквей и устранению идеологических конкурентов — духовенства. По Советской России прокатилась мощная волна выступлений верующих против этого декрета и «перегибов» в его реализации. После их подавления была устроена кампания образцово-показательных судов.

                     Смоленск в этом отношении не был исключением. Здесь весной-летом 1922 года, произошли события, получившие впоследствии название «Процесс смоленских церковников».

                     Началось все 12 марта, когда при Смоленском Успенском соборе — главном храме города, состоялось общее собрание верующих соборного братства. Обсуждали декрет ВЦИК. Инженер Залесский (тов. председателя Совета соборного братства) предложил резолюцию, которая были принята собранием. В ней говорилось, что «использование на помощь голодающим священных сосудов, риз с икон и т.д. противно законам церкви и оскорбительно для совести верующих. На помощь голодающим могут быть употреблены только предметы, не имеющие религиозного значения, но эти предметы могут быть заменены соответствующим денежным или продуктовым эквивалентом» [4].

                     Кроме того, в резолюции отмечалось, что необходимо ходатайствовать перед ВЦИК об отмене его постановления, а также, что «организацию помощи голодающим должны взять на себя сами верующие (устройство столовых, питательных пунктов и т.д.)». Под резолюцией было собрано 5 тысяч подписей.

                     На следующий день верующие не впустили в собор подкомиссию губисполкома, которая пришла проверять «наличие ценностей». В соборе было установлено ночное дежурство и охрана по 5 человек от двух церквей города.

                     Через несколько дней прошло совещание губисполкома вместе с представителями церковных братств. Стороны остались каждая при своем мнении. Тогда губернская комиссия, согласно директивам центра, прекратила всякие переговоры с верующими и приступила к изъятию ценностей.

                     На рассвете 26 марта у собора и двух монастырей был выставлен вооруженный караул из курсантов-красноармейцев. А 28 марта, около 10 часов утра, у собора стала собираться толпа. В разных местах Смоленска в церквях раздался набат. Толпа увеличилась до 4-х тысяч человек. В адрес курсантов раздались ругань и угрозы, полетели комья снега, камни, плевки в лицо. У некоторых из них было отнято оружие.

                     Командир полка особого назначения дал распоряжение стрелять вверх из винтовок, но это не подействовало. Тогда стали стрелять вверх из пулемета. После этого толпа быстро рассеялась. Несколько человек было ранено.

                     Комиссия по изъятию ценностей подошла к собору, но он был заперт и забаррикадирован изнутри. Двери взломали — внутри оказались верующие мужчины, женщины и дети — всего 21 человек.

                     Тем временем в городе начался еврейский погром, который быстро ликвидировали армейские части. Задержали четверых погромщиков и одного красноармейца-подстрекателя. Однако в организации погрома обвинили верующих.

                     В ночь на 29 марта начались аресты церковников. Настоятель кафедрального собора протоиерей Ширяев был арестован только за то, что не пустил представителей губисполкома в собор, т.к. у него не было ключей.

                     Срочно была создана комиссия, в которую вошел М.Н. Тухачевский. Комиссия, ознакомившись с делом, предложила передать его в Ревтрибунал Запфронта.

                     Предварительное следствие длилось четыре месяца. В результате «судебный» процесс над смоленскими «церковниками» начался только 1 августа и продолжался почти целый месяц, до 24 числа.

                     Перед выездной сессией Верховного Трибунала ВЦИК предстало 47 обвиняемых, большинство из которых церковниками не было. Очерки «из зала суда» публиковала местная газета "Рабочий путь".

                     Начался процесс «с выявления классового происхождения». Как замечает газета: «Говоря о своем социальном положении и профессии, подсудимые старательно перекрашиваются в пролетарские тона».

                     Почти половину обвиняемых составляла группа запершихся в соборе. Эта группа, пострадала меньше всех: многие из них имели хорошие пролетарские корни. В этом спектакле им надлежало играть роль обманутых, темных и забитых "овечек", которых вели в пропасть злые, хорошо образованные "пастухи" — организаторы контрреволюционного мятежа по свержению Советской власти.

                     В числе задержанных «преступников», врагов Советской власти был В.Е. Залесский, который обвинялся в том, что «составил и провел на собрании верующих резолюцию, открыто призывающую не исполнять законное требование власти».

                     Владимир Евгеньевич Залесский родился 30 июля 1881 года в городе Смоленске в семье потомственных дворян. О детских годах В.Е. Залесского известно не много. В основном мы узнаем о них из воспоминаний его родной сестры Марии Евгеньевны Мирчинк (в девичестве Залесской). Она пишет, что в детстве они с братом «росли в небольшом имении Смоленской губернии. Эта область имеет много особенностей. Та ее часть, где мы жили, населена преимущественно белорусами. В период возникновения Руси она лежала на древнем пути «из варяг — в греки». Впоследствии, находясь между Россией, Литвой и Польшей, она постоянно была ареной войн между этими государствами и часто переходила из рук в руки, это все наложило на нее своеобразный отпечаток. Белорусы вообще выделяются своей мечтательностью, поэтичностью, и у них, вместе с их грустными красивыми песнями, сохраняются многие легенды, поверия; наряду с этнографическими памятниками сохраняются и многие исторические древние городища, следы укреплений, следы водных путей, где происходила перегрузка судов или где суда двигались «волоком». Всем этим с детства живо интересовался мой брат: он не только пользовался всеми печатными материалами, правду сказать, довольно скудными, но старался непосредственно, из уст самого народа услышать все, относящееся к истории нашего края. Юношей он жадно отыскивал стариков и старух, которые могли бы ему что-либо полезное сообщить» [2].

                     В последствии, живой, врожденный интерес к окружающему и острый ум позволили Залесскому стать первоклассным специалистом и на профессиональном поприще. Владимир Евгеньевич Залесский, был инженером, окончившим в 1913 году Московское техническое училище (ныне Технический университет им. Баумана) — по специальности «мосты». В 1915 году он был мобилизован и всю войну провел на передовых позициях. Так как в полосе его ведения шли непрерывные бои, а местность на большей своей площади состояла из болот, часто непроходимых, то вопрос дорог и мостов был особенно ответственным и требовал исключительно напряженной постоянной работы.

                     Октябрьская революция застала его на передовых позициях. На собрании своего отряда после Октября он говорил, что теперь, когда власть отдана народу, надо все силы приложить для того, чтобы создать сильное и культурное государство; надо работать самоотверженно, потому что сейчас мы должны работать для всего народа.

                     В 1920 году вспыхивает война с Польшей. Учреждается Западный фронтстрой, в котором Залесского назначают заместителем начальника. Западный фронтстрой занимался ремонтом и строительством мостов, дорог и зданий в прифронтовой полосе. По окончании войны 1920 года Западный фронтстрой был реорганизован в Комитет государственных сооружений Западной области, где Залесский остается заместителем председателя по технической части.

                     В Смоленске в 1920 году, по инициативе Тухачевского, организуется Смоленский милитаризованный политехнический институт, предназначенный для подготовки инженеров, как для военного ведомства, так и для народного хозяйства. Владимир Евгеньевич привлекается к организации и чтению в нем лекций. Будучи патриотом своего города, своей области, своей родины, горячим поборником расширения технического образования, он с большим увлечением отдает этому делу свои силы и является одним из главных создателей инженерно-строительного факультета. Высокий уровень профессионализма, авторитет среди коллег приводят к тому, что в 1921 году Залесский был выдвинут и единогласно выбран депутатом Смоленского областного совета. А с 1921г. до ареста был заведующим отделом промышленности Совнархоза Западной области.

                     Однако высокие посты и ответственные должности не помешали Владимиру Евгеньевичу сохранить высокую внутреннюю мораль и нравственный стержень. Залесский был глубоко патриотичный человек. Понимая трудное положение, в котором очутилось государство в такое переходное время, он всеми своими силами стремился служить своей стране, своему народу. Человек принципиальный, нравственный, в высшем смысле этого слова, он был вследствие этого всегда искренним. Он был убежден, что новый строй, который провозглашает принципы демократии, свободы и равенства, действительно искренне к этому стремится, стремится это все лучшее осуществить. Он думал, что если в реальной действительности происходят грубые нарушения этих великих принципов, то это есть лишь проявление зла отдельных лиц, извращения, но отнюдь не программа, строго обдуманная и последовательно проводимая сверху.

                     Вместе с тем светская интеллигентность гармонично сочеталась в его личности с высоким уровнем религиозности. Залесский был человеком глубоко верующим.

                     М. Е. Мирчинк в своих воспоминаниях пишет, что «...Религиозная община, которая возникла совершенно законно после отделения церкви от государства и взяла на себя обязательства сохранения церкви, зная брата как хорошего инженера и религиозного человека, поручила ему исправить центральное отопление в Успенском кафедральном Соборе, что, конечно, он и сделал безвозмездно» [2].

                     С этого момента и до 1922 года Залесский занимает должность члена комиссии соборного приходского Братства.

                     И именно Владимир Евгеньевич был выдвинут в качестве главного представителя от соборного братства на переговорах властей с членами религиозных общин по поводу изъятия церковных ценностей, которое состоялось 12 марта 1922 года при Смоленском Успенском соборе.

                     На этом заседании В.Е. Залесский, как образованный, глубоко верующий человек, был уполномочен защищать интересы церкви, как член комиссии соборного приходского Братства, предложил резолюцию, в которой говорилось: «использование на помощь голодающим священных сосудов, риз с икон и т.д. противно законам церкви и оскорбительно для совести верующих. На помощь голодающим могут быть употреблены только предметы, не имеющие религиозного значения, но эти предметы могут быть заменены соответствующим денежным или продуктовым эквивалентом» [3].

                     Именно после этого заседания 20 марта 1922 года Залесский был арестован и помещен в большую Заднепровскую тюрьму. Но уже 1 июня 1922 года В.Е. Залесский был выпущен на свободу до 1 августа, т.е. до суда, и вернулся на свое рабочее место — зав. отделом промышленности Совнархоза Западной обл.

                     Вспоминая это событие, Мирчинк пишет: «Брат мой знал, что ему угрожает большая опасность, но совершенно не понимал за что. Он был религиозен. На собрании религиозных людей, совместно с председателем губисполкома, на вопрос, хочет ли религиозная община отдать церковное имущество, он совершенно искренне ответил, что среди этого имущества есть предметы, которые для христианина священны — чаша и крест и что отдать их тяжело. Он, конечно, ни в каких организациях, враждебных правительству, не участвовал, в жизни своей он был до предела честен, скромен и демократичен. Все свои силы, все свои знания он вкладывал в работу, желая этим способствовать восстановлению порядка и благосостояния своей родины» [2].

                     По отзывам того времени, следствие в Смоленске велось довольно беспристрастно, что, конечно, не удовлетворяло Москву. Весь следственный материал был отправлен в Москву и там подвергся соответствующей обработке. Насколько это дело было подтасовано, показывает следующий факт.

                     Мария Евгеньевна в своих воспоминаниях пишет об этих событиях следующее: «Я обратилась с просьбой к одному доброму человеку, близко знавшему Менжинского (Менжинский состоял одним из руководителей Чека). Он хлопотал в Москве и сказал Менжинскому, что мой брат его близкий друг, на что Менжинский сказал: «Где ты был раньше? Теперь мы сделали из него главную фигуру процесса. Мы от него отказаться не можем» [2].

                     Когда же дело снова вернулось из Москвы в Смоленск, 80 документов из него были изъяты и защите было запрещено на них ссылаться.

                     В ожидании суда, все два месяца Владимир Евгеньевич, по воспоминаиням близких очень много работал и молился по ночам, желая как можно лучше обеспечить свою семью на время его заключения. Супруга Залесского (Вера Ивановна Залесская) на том момент ждала их третьего ребенка, который родился 22 июля, за неделю до судебного заседания. Еще у Владимира Евгеньевича и Веры Ивановны были сын Федя 11-ти лет и дочка Таня 5-ти лет.

                     1 августа утром В.Е. Залесского снова взяли под стражу и доставили на судебное заседание.

                     Суд был гласным, показательным. На суд билеты были розданы преимущественно рабочим. Процесс был ярко инсценирован. Инсценировка этого процесса состояла главным образом в том, чтобы показать народу, кто является его врагами, по вине кого происходят те бедствия и лишения, которые он терпит.

                     Главной фигурой процесса сделали В.Е. Залесского. Председателем на суде был В.В. Сорокин, общественным обвинителем — Красиков. Главное обвинение в адрес Залесского - «связь с заграницей и организация мятежа в Смоленском соборе». Процесс был очень громким, хорошо и широко освещавшимся прессой.

                     В газетных очерках того времени о процессе писали следующее:

                     «Залесский — инженер-путеец. Хорошие манеры и костюм. Из-под усов блистают золоченые зубы. На вопрос о партийной принадлежности заявил, что он прогрессист. "Партии прогрессистов?" — спросил председатель. "Нет, это я в смысле общего направления, а не в смысле политической группировки...". Дворянин, помещик...". Из обвинения: «Признается виновным в том, что с заранее обдуманным намерением использовать религиозные предрассудки масс, он на собрании верующих 12 марта 1922г. предложил собравшимся открыто призывающую не исполнять законные требования власти резолюцию, в которой, ссылаясь на законы Церкви, говорил о невозможности изъятия предметов религиозного культа, каковая резолюция в несколько дополненном виде была впоследствии широко распространена среди верующих города Смоленска и послужила основной причиной в происшедших позже событиях, причем, будучи освобожден во время следствия под расписку, Залесский с целью сокрытия содеянного вычеркнул из резолюции несколько наиболее существенных слов» [3].

                     Своим поведением на суде В.Е.Залесский возмущал судей. — «Ему грозит смертная казнь, а он не раскаивается и отвечает — «Да, верую» и делает крестное знамение»[3].
На показательном суде, к которому было привлечено 47 человек, кроме В.Е. Залесского, приговор высшая мера наказания — расстрел вынесли еще троим участникам процесса, не имевшим никакого отношения к изъятию ценностей в Смоленском соборе: студенту политехникума Вадиму Пивоварову, 22 лет, офицеру Сергею Мясоедову, 34 лет, служащему из г.Рославля Вячеславу Демидову, 23 лет. Остальные подсудимые — проф. Успенский, епископ Филипп, несколько духовных лиц и членов церковного совета — все были полностью оправданы.

                     М.Е. Мирчинк вспоминает: «Когда произнесли брату приговор, он быстро провел рукой по лицу и голове» [2].

                     Приговоренных к смертной казни перевели в тюрьму, так называемую «Американку», которая находилась в южной части Смоленска, за костелом, между Рославльской и старой Киевской дорогой. Как рассказывали те заключенные «Американки», которым удалось спастись, смертники на стене камеры нарисовали большое распятие.

                     Целый ряд учреждений послали в Москву просьбу о помиловании, в том числе студенты Политехникума, рабочие подведомственных В.Е. Залесскому предприятий. Администрация ставила на телеграммах визу: «Помещик, дворянин». Это и была его единственная смертная вина. И все-таки усилиями родных и соратников казнь удалось отложить на 7 недель. По воспоминаниям сестры Владимира Залесского , они прошли в непрерывной смене отчаяния и надежды. Она писала: «Пожалуй, нас все-таки как-то усыпил этот срок. Казалось, что раз казнь отложена на такой большой срок, то она и не будет исполнена. Мы успокоились и перестали хлопотать. Как мы горько ошиблись. В течение шести недель к моему брату ходили на свидание жена и дети. В то время у моего брата кроме Сашеньки, который родился за десять дней до суда, было двое: Комендант тюрьмы был человечен. Дети с утра прибегали к тюрьме, часами лежали на земле и смотрели в подворотню: они смотрели, ходил ли комендант по двору и куда идут его ноги. Если комендант шел к воротам, то дети надеялись упросить его, и он пускал их на свидание с отцом. Володю как инженера использовали и в тюрьме на разных работах, так, даже в день смерти он чинил паровой котел» [2].

                     Окончательный приговор В.Е. Залесскому был подписан в Москве. Подписали его Енукидзе, Милютин и Калинин. Калинин, подписывая, сказал: «Красин хлопочет за него как за выдающегося инженера, но он нам вреден как человек» [2]. Этот окончательный приговор был получен в Смоленске вечером в воскресенье, 1 октября.

                     А уже 2 октября в 3 часа дня во двор тюрьмы подъехал «черный ворон» и вышла стража. Залесского и еще троих смертников, вызвали и начали им читать приговор. Потом, как полагалось, список их личных вещей, одежды, которые будут возвращены родственникам после их смерти. В конце этого списка они должны были расписаться. Как говорили очевидцы, во время этой процедуры Владимир Залесский был совершенно спокоен и безучастен. Он обратил свои глаза к небу. Их посадили в «черный ворон» и повезли по старой Киевской дороге.

                     Со слов коменданта трибунала, присутствовавшего при казни, и мальчиков, пасших коз, которые наблюдали за всем, спрятавшись в кустах, через некоторое время «черный ворон» сломался, и они продолжили путь пешком. Место казни было в овраге, поросшем по склонам ореховыми кустами. Приведя на место казни, их заставили, как обычно, копать себе могилы. Когда могилы были готовы, В.Е. Залесский попросил разрешения молиться. Он стал на колени и так углубился в молитву, что его товарищи-смертники стали его торопить. Тогда он поцеловал землю и, обращаясь к своим убийцам, сказал: «И вашей советской власти я не хотел никакого зла, но если я сделал зло, пусть простят меня». И после этого он сказал: «Я готов» [3].

                     По сведениям, вероятно, приговор приведен в исполнение под Смоленском в Катынском лесу около д. Катынь. Он упал сразу.

                     И пусть советская власть могла физически уничтожать лучших представителей человечества, до последней минуты жизни мужественно отстаивавших православную веру. Ни жестокими пытками, ни реками безвинной крови не смогла она сломить в душах и сердцах истинно верующих их главное богатство — любовь и упование на Господа.

                     Нет больше той власти и того государства, а Церковь есть и она будет стоять всегда, милостью Божьей, вспоминая мученический подвиг своих верных сыновей и дочерей.

 

Литературные источники.

 

1. Залесский Владимир Евгеньевич http://www.pstbi.ccas.ru

2. "Но на пути их стала вера...": (Из записок М.Е.Мирчинк). Приложение к воспоминаниям М.Е. Мирчинк // Философско-литературные штудии. Вып. 2. Минск, 1992. С.280–327.

3. Валуев Д. Смоленская Голгофа // Смоленские епархиальные ведомости. 2000. Январь-март. N 1(26). С.43.

4. Тихонов Д. Процесс смоленских церковников. Русское поле. http://suzhdenia.ruspole.info/node/3793

 

 

 

 

 

 

 

 

                     1 апреля 2024 года, в понедельник 3-й седмицы Великого поста, иконы Божией Матери, именуемой «Умиление», Смоленской, митрополит Смоленский и Дорогобужский Исидор возглавил Литургию Преждеосвященных Даров в храме Спаса Нерукотворного Образа («Окопный» храм) города Смоленска.

                     Высокопреосвященнейшему Владыке сослужили благочинные Смоленского городского благочиния иерей Дионисий Давыдов, благочинный Смоленского районного благочиния протоиерей Роман Павлишов, настоятель храма Спаса Нерукотворного Образа протоиерей Николай Морозов, клирик храма Спаса Нерукотворного Образа города Смоленска иерей Александр Припутников, клирик Свято - Успенского кафедрального собора протоиерей Михаил Горовой, духовенство Смоленской епархии.

                     Песнопения Литургии исполнил приходской хор храма в честь Спаса Нерукотворного Образа.

                     После чтения Святого Евангелия архипастырь обратился со словами проповеди к молящимся.

                     По завершении праздничного богослужения Высокопреосвященнейший Владыка Исидор возглавил чтение молебного канона ко Пресвятой Богородице, который был совершен перед Её иконой «Умиление».

                     В завершение богослужения Владыка обратился к верующим с поздравлением – с днем почитаемой иконы Божией Матери:

                     Дорогие отец Михаил, отец Николай, духовенство города Смоленска, дорогие братья и сестры нашего храма Образа Спаса Нерукотворного. На этом Окопном месте – очень важный духовный центр нашей епархии, нашей митрополии, всего нашего региона.

                     Это, действительно, то место, которое связано с героическими подвигами нашего народа. Это и храм, который в годы лихолетий XX века служил пристанищем для духовенства прихожан. Это и место, где начинали своё священническое служение многие пастыри, в том числе, отец Михаил здесь был рукоположён. Это и место, в котором мы чествуем наших прославленных земляков, почивающих своими останками за восточной частью нашего храма. Это и место притяжения всего народа Божьего.

                     Поэтому пусть Царица Небесная, охраняющая это святое место в нашем граде, покроет и нас честным Своим омофором. Пусть Господь хранит всех нас. А вам, дорогой отец Николай, пусть Господь подаёт крепость сил душевных и телесных неленостно совершать пастырское служение!

Слово на пассии.Добавлено 02.04.2024

 

 

Архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий).

 

                     Повествование о последних днях и часах земной жизни Господа нашего Иисуса Христа полно глубочайших назиданий для нас. В каж­дое слово этого страшного повествования надо глубоко вдуматься и сохранить его в сердце своем. Знаю, что эти святые слова потрясают вас.

                     Знаю, что с изумлением слушали вы слова разбойника, распятого вместе с Иисусом:

                     Помяни мя, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем.

                     И еще больше волновал вас ответ Господа Иисуса:

                     Днесь со Мною будеши в рай!

                     Как! За одно исповедание распятого Христа Господом даруется ему Царство Небесное?

                     Да, да, за одно исповедание. Оно поразительно в устах разбойника Ибо Христос знал, что произошло в сердце его.

                     Попробуем и мы понять это.

                     Кто был этот разбойник? Мы этого точно не знаем, но важно для нас то, что и в Евангелиях, и у пророка Исаии он именуется злодеем, и это лишает нас права идеализировать его. Сердца злодеев темны, пол­ны стремления ко злу и преступлениям. Таково, вероятно, было и серд­це этого удивительного исповедника Божества Господа Иисуса Христа

                     В повествованиях евангелистов Матфея и Марка читаем, что оба разбойника, распятые с Господом, хулили Его и насмехались над Ним, и только святой Лука открыл нам сердце этого человека, удивительно обращенного Иисусом Христом.

                     Святитель Иоанн Златоуст полагает, что оба разбойника действи­тельно хулили Христа вначале, но потом произошла глубокая перемена в сердце одного из них, и он стал укорять другого, злословившего, и говорил:

                     Или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же? И мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приня­ли, а Он ничего худого не сделал (Лк. 23, 40—42).

                     Как же объясним мы эту поразительную внезапную перемену в на­строении сердца его, в течении мыслей его?

                     Объясним тем, что он услышал молитву Иисуса к Отцу Своему о прощении распинавших Его, изумившую и потрясшую его. На его гла­зах исполнилось то, что предсказал великий пророк Исаия за 700 лет до Христа:

                     Он истязуем был, но страдал добровольно и не открывал уст Сво­их; как овца веден был Он на заклание и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих (гл. 53).

                     Разбойник ничего подобного в жизни не видел, и поведение Крот­чайшего Иисуса, висевшего на страшном кресте, изумило и потрясло его.

                     Незримый свет Христов, воссиявший на весь мир со страшного кре­ста Его, могучей волной проник в сердце разбойника и мгновенно про­гнал всю тьму его; ярко озарил едва тлевшую искорку образа и подо­бия Божия, уже готовую потухнуть от его злодейства.

                     Могучей волной незримо излилась с креста Господня Его Божест­венная любовь к погибавшему роду человеческому, подвигнувшая Его добровольно взойти на крест и взять на себя грехи всего мира.

                     Из этого внезапно озаренного сердца излились удивительные сло­ва исповедания, признания распятого Господом:

                     Помяни мя, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем.

                     Думаю, что вправе мы так толковать эти слова разбойника и бла­годатный ответ Ему Божественного Сердцеведца Иисуса. Потому впра­ве, что в житиях святых и в истории Церкви находим немало приме­ров столь же внезапного обращения Христом к покаянию блудниц, развратников и страшных разбойников.

                     Преподобная Таисия (память 8 (21) октября), впавшая в грубый разврат, была до глубины души потрясена словами жалости и слеза­ми о ней преподобного Иоанна Колова, пошла за ним, куда повел ее, и на первом же ночлеге под открытым небом преподобный Иоанн, вне­запно проснувшись, увидел великий свет, восходивший на небо от только что умершей Таисии, сподобившейся Царствия Небесного за свое краткое покаяние.

                     Один из великих учителей Церкви — Блаженный Августин, епископ Иппонский, в юности был язычником и вел весьма развратную жизнь. Столь же внезапное и полное обращение, как у преподобной Таисии,, произошло с ним, когда случайно услышал он проповедь другого вели­кого святителя — Амвросия, епископа Медиоланского.

                     Да будет же для нас примером внезапное просветление души рас­пятого со Христом разбойника и вспыхнувшая в его сердце любовь к сораспятому с ним Сыну Божию. Ибо, конечно, без пламенной любви к исповеданному им Господу не мог он сказать своих блаженных слов: Помяни мя, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем.

                     Ибо вера в Бога рождается в сердце человеческом тогда, когда раз­горится оно любовью к Спасителю нашему, претерпевшему за нас нео­писуемые крестные муки.

                     Сперва полюбите Христа всем сердцем, прилепитесь к Нему, и тог­да исполнится веры сердце ваше, стыдом о грехах своих, за которые взо­шел Христос на крест, исполнится и подвигнется к воплям покаяния, и воскликнет вместе с обращенным разбойником:

                     Помяни мя, Господи, во Царствии Твоем! Аминь

 

Архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий).

 

 

 

 

 

 

 

                     31 марта 2024 года, в Неделю 2-ю Великого поста, в Свято-Успенском кафедральном соборе совершена пассия. Вечернее богослужение возглавил митрофорный протоиерей Свято-Успенского кафедрального собора Михаил Горовой в сослужении клириков кафедрального собора иерея Игоря Маллера, иерея Виталия Тимофеева, клирика Воскресенского храма архиерейского подворья в Катыни иерея Николая Фокина, духовенства собора.

                     Пассия - богослужение,посвященное воспоминанию крестных страданий Сына Божия. В силу крестных заслуг Сына Божия, Господа нашего Иисуса Христа миру дарована харизма благодатных даров. В таинствах и обрядах Церковь Христова совершает освящение народа Божия благодатью Святого Духа.

                     Проповедь за богослужением произнес иерей Николай Фокин. Пассии будут совершаться в соборе в 3-ю, 4-ю и 5-ю недели Великого поста.

 

 

Итакъ плакать, братія, и проливать слезы должно о тѣхъ, которые не имѣютъ въ себѣ кротости, но вступили въ союзъ съ лукавствомъ; потому что подлежатъ они тяжкому приговору. Зане лукавнующіе, сказано, потребятся (Псал. 37, 9). Святый Богъ нашъ уничижаетъ лукавыхъ, говоря: лукавый человѣкь отъ лукаваго сокровища сердца своего износитъ лукавая (Матѳ. 11, 35; Лук. 6, 45). И еще Пророкъ говоритъ: востающыя на Мя лукавнующыя услышатъ ухо Мое (Псал. 91, 12). Ибо страшенъ, братія, демонъ лукавства; потому остерегайтесь, чтобы кому изъ васъ, впавъ въ оное, не укорять самого себя. Ибо лукавый никогда не бываетъ въ мирѣ, но всегда въ смятеніяхъ, всегда исполненъ раздражительности, коварства и гнѣва, всегда подсматриваетъ за ближнимъ своимъ, всегда наушничаетъ, всегда завидуетъ, всегда соперничаетъ, всегда ожесточается; получая приказъ, противорѣчитъ ему; выслушавъ повелѣніе, извращаетъ его; послѣ добраго совѣта дѣлаетъ худо; заключивъ условіе, нарушаетъ его; кто его любитъ, надъ тѣмъ издѣвается; кто заслуживаетъ одобренія, тѣми гнушается; кто оказываетъ успѣхи, тѣми не доволенъ; вразумленія ставитъ ни во что, братій развращаетъ; простодушныхъ притѣсняетъ, кроткихъ отдаляетъ отъ себя, великодушныхъ осмѣиваетъ, предъ сторонними лицемѣритъ, одному на другаго клевещетъ, всякому идетъ на перекоръ, принимаетъ участіе въ ссорахъ, доводитъ человѣка до раздраженія, помогаетъ въ мщеніи, готовъ на злорѣчіе, съ пріятностію говоритъ о другихъ худо, скоръ на оскорбленіе, въ многословіи силенъ, усерденъ въ нанесеніи другимъ ударовъ, къ произведенію мятежа первый помощникъ, въ псалмопѣніи же немощенъ, въ постѣ разслабленъ, для всякаго добраго дѣла не имѣетъ ни силъ, ни понятливости, къ духовнымъ бесѣдамъ не способенъ; потому что всякое беззаконіе заградитъ уста его (Псал. 106, 42). Итакъ многихъ слезъ достоинъ человѣкъ этотъ; и потому умоляю васъ, братія, берегитесь лукавства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                     14 марта 2024 года в Смоленской областной научной библиотеке им. А.Т. Твардовского состоялась встреча смоленских православных писателей с молодёжью, посвящённая Дню Православной книги.

                     Выступления участников встречи предварил с молитвенными и другими песнопениями Архиерейский хор Свято-Успенского кафедрального собора (регент Елена Фролова).

                     С поздравлениями и добрыми пожеланиями в адрес участников встречи обратился директор Департамента Смоленской области по взаимодействию с общественными объединениями Петр Борисович Липатов. Также он посетил кафедру православной литературы в Смоленской областной универсальной научной библиотеке им. А. Т. Твардовского

                     Руководитель Комиссии Смоленской епархии по православным библиотекам и кафедрам православной литературы, духовный руководитель Смоленского областного объединения православных писателей, митрофорный протоиерей Свято-Успенского кафедрального собора Михаил Горовой в своем выступлении, в частности, отметил: «Сегодня в нашей стране, в Смоленской епархии Русской Православной Церкви отмечается праздник «День православной книги». Праздник призван послужить популяризации книжной культуры. Книжная культура – это национальное богатство нашей страны. Книги просвещают, эстетически и этически воспитывают и духовно обогащают.

                     Уважаемые студенты, мы живем в век научно- технологического прогресса. Цените драгоценное время, почерпайте необходимые знания, которые помогут вам стать успешными в жизни и внести свой вклад в развитие и процветание Смоленского края».

                     Также в своей беседе с молодежью протоиерей Михаил Горовой осветил вопрос важности семейных ценностей для укрепления основ государственности.

                     Со своим приветствиями и авторскими произведениями, посвященным теме «Православная книга» и «Семья» выступили исполняющая обязанности председателя Смоленского областного объединения православных писателей Елена Лышковская, председатель Смоленского регионального отделения Российского союза писателей Владимир Глухов, секретарь Смоленского областного объединения православных писателей Наталья Годяева, Александр Грибков, Любовь Стеклова, Людмила Беляева (Мила Клявина), Александр Михайлов и Людмила Суворова.

                     Студенты Смоленского филиала РЭУ им. Г.В. Плеханова (руководитель Елена Амелькович) продолжили тему мероприятия и прочитали тематические стихотворения.

                     В числе участников встречи присутствовали учащиеся МБОУ «СШ № 22» совместно с заместителем директора по УВР – Зуевой Верой Николаевной.

                     Музыкальную страницу представила педагог, преподаватель детской школы искусств им. М.А. Балакирева города Смоленска Лариса Ивановна Власенко, а также свои авторские песни исполнил Владимир Иванович Глухов.

                     В заключительном слове протоиерей Михаил Горовой сердечно поблагодарил всех участников писательского объединения за их замечательное творчество. Священник высоко оценил работу сотрудников Смоленской областной научной библиотеки им. А.Т. Твардовского, курирующих кафедру православной литературы, поблагодарил за труды и просветительскую деятельность. Выступившим студентам и их руководителю были вручены книжные презенты. А также в дар библиотеке была передана православная литература.

Наталья Годяева.

 

 

 

 

 

 

                     12 марта 2024 года в Смоленском епархиальном управлении состоялось заседание Епархиального Совета Смоленской епархии.

                     Заседание возглавил Высокопреосвященнейший Исидор, митрополит Смоленский и Дорогобужский.

                     В работе Епархиального Совета приняли участие: секретарь управления Смоленской епархии иерей Владислав Баган, члены Епархиального совета: духовник монастырей Смоленской епархии, настоятель Свято-Троицкого Болдинского монастыря архимандрит Антоний (Мезенцов); председатель комиссии по православным библиотекам и кафедрам православной литературы, председатель Комиссии Смоленской епархии по увековечиванию памяти Новомучеников и Исповедников Церкви Русской протоиерей Михаил Горовой; ключарь Свято-Успенского кафедрального собора протоиерей Григорий Трубин; благочинный Ярцевского церковного округа, секретарь Архиерейского Совета, председатель Коллегии по образованию Смоленской митрополии протоиерей Василий Мовчанюк; председатель Епархиального Церковного Суда игумен Тарасий (Ланге); благочинный Демидовского церковного округа протоиерей Александр Миронов; руководитель отдела по взаимодействию Церкви с обществом и СМИ протоиерей Валерий Рябоконь; благочинный Смоленского районного благочиннического округа протоиерей Роман Павлишов; руководитель отдела по взаимодействию с Вооруженными Силами иерей Сергий Марков; благочинный Руднянского церковного благочиния иерей Алексий Колесников.

                     В числе приглашенных в работе Епархиального Совета приняли участие председатель богослужебной комиссии, председатель комиссии по канонизации святых, зав. кафедрой богословских и церковно-исторических дисциплин, доцент СПДС иеромонах Рафаил (Ивочкин); первый проректор СПДС, руководитель Отдела по религиозному образованию и катехизации иерей Димитрий Гамиловский; руководитель отдела Смоленской епархии по физической культуре и спорту протоиерей Андрей Мельничук; руководитель Миссионерского отдела Смоленской епархии протоиерей Георгий Свитцов; руководитель отдела по работе с молодежью иерей Роман Бамбуров и другие.

                     Митрополит Исидор представил вниманию собравшихся сообщение о текущей деятельности Смоленской епархии.

                     Участники Епархиального совета рассмотрели актуальные вопросы, касающиеся жизни Смоленской епархии.

Православный календарь
Миссия

Причастие

Евхаристия (причастие) — главное Таинство Церкви, установленное Господом Иисусом Христом накануне Его спасительных страданий, крестной смерти и воскресения. Участие в Евхаристии и причащение Телу и Крови Христовым является заповедью Спасителя...

подробнее

Таинство Покаяния (Исповедь)

Покаяние есть таинство, в котором исповедующий свои грехи, при видимом изъявлении прощения от священника, невидимо разрешается от грехов Самим Иисусом Христом (Катехизис).

подробнее

Таинство Крещения

Креще́ние – одно из семи Таинств Церкви – духовное рождение (Ин. 3:5). После крещения человек становится членом Церкви, и может принимать участие в Церковных Таинствах.

подробнее

Таинство Венчания

Венчание – это таинство Церкви, в котором Бог подает будущим супругам, при обещании ими хранить верность друг другу, благодать чистого единодушия для совместной христианской жизни, рождения и воспитания детей.

подробнее

Расписание богослужений

Будние дни
Всенощное бдение – 18.00, Литургия – 9.00

Воскресные и праздничные дни
Всенощное бдение – 18.00, Ранняя литургия – 7.00, Поздняя литургия – 10.00

Молебны с акафистом
Вторник – Смоленской иконе Божией Матери «Одигитрия»
Четверг – поочередно (через неделю) – святителю Николаю Мирликийскому Чудотворцу; преподобному Серафиму Саровскому
Воскресенье – поочередно (через неделю) – Господу нашему Иисусу Сладчайшему; Казанской иконе Божией Матери