214000, г. Смоленск, Соборный двор, 5
+7 910 110 45 60
smolenskiyuspenskiysobor@gmail.com

Смоленский

СВЯТО-УСПЕНСКИЙ

кафедральный собор

Блог протоиерея Михаила Горового

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                     5 марта 2024 года, во вторник , в Свято-Успенском кафедральном соборе совершено вечернее богослужение с чтением акафиста в честь Смоленской иконы Божией Матери “Одигитрия”. Богослужение возглавил клирик Свято-Успенского кафедрального собора митрофорный протоиерей Михаил Горовой в сослужении духовенства храмов города Смоленска и кафедрального собора.

                     После акафистного чтения проповедь произнес клирик Свято-Вознесенского женского монастыря г. Смоленска священник Сергий Кашков.

                     Акафистное чтение перед образом Божией Матери “Одигитрии” в Свято-Успенском кафедральном соборе совершается еженедельно в 18:00

 

 

Смоленский Свято-Успенский кафедральный собор, 2024 г.

 

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

 

                     Сегодня Святая Церковь с целью духовного назидания предлагает нам притчу о блудном сыне. Содержание её следующее.

                     У одного человека было два сына. Физический труд принёс семье материальное обогащение, и они проживали в согласии и достатке. Но в юности человеку присуще стремление к самостоятельности и самоутверждению. Это и побудило младшего сына через некоторое время принять решение отделиться от семьи и попросить у отца причитающуюся ему часть наследства. Получив часть имения он отправился в другую страну, где проводил распутный образ жизни. Греховная жизнь привела его к духовному и материальному обнищанию.

                     Сложность положения молодого человека усугубилась  ещё и тем, что в той стране разразился голод. Спасая свою жизнь, он нанялся пасти свиней и рад был питаться рожками, которые ели свиньи, но и этого ему никто не давал. И вспомнил он жизнь в отцовском доме и тогда наступило время раскаяния: «Встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! Я согрешил против неба и пред тобою. И уже недостоин называться сыном твоим: прими меня в число наемников твоих». (Лк. 15, 18-19).

                     И когда он приближался к отцовскому дому, отец вышел навстречу ему, пал на шею и целовал его. Видя раскаяние сына, отец дал распоряжение одеть ему перстень на руку, как символ сыновнего достоинства, новые одежды и обувь, как свидетельство духовного обновления человека. По случаю возвращения младшего сына, устроен был праздничный пир – заклали телёнка и стали веселиться.

                     Старший сын возвращался из поля в это время в отцовский дом и приближившись к дому услышал пение и ликование. Ему рассказали, что праздничное торжество в доме отца обусловлено возвращением в отеческий дом его младшего брата. Старший брат рассердился и встретившись с отцом не хотел войти в его дом, а отцу напомнил о том, что он долгие годы служил ему, а отец не оценил его труд и не отблагодарил его: «не дал и козлёнка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими». Он также осудил образ жизни младшего брата, расточившего своё имение с блудницами.

                     Отец кротко ответил: «ты всегда со мною, и всё моё твоё». А о возвращении младшего брата необходимо радоваться, потому, что он был мёртв и ожил, пропал и нашёлся.

                     Чему же нас учит Евангельское чтение сегодняшнего дня? Церковь нам напоминает о том, что Бог, подобно любящему отцу, всегда с радостью принимает в Царство Своей славы кающихся грешников. Притча о блудном сыне свидетельствует о том, что плотские грехи не только оскверняют людей, но и приводят к духовному и физическому банкротству. Сколько браков распалось по причине греха супружеской неверности? Сколько детей осталось сиротами в неполных семьях?

                     В Христовой Церкви брак является Божественным установлением. (Быт. 2, 18, 22). И в христианском обществе брак должен быть один и не расторжим. Но для крепости брачных уз требуется усилие со стороны супругов.

                     Вот, что говорила о супружеской ответственности святая императрица Александра: «После заключения брака первые и главнейшие обязанности мужа по отношению к его жене, а у жены – по отношению к мужу. Они два должны жить друг для друга, отдать друг за друга жизнь… Брак – это соединение двух половинок в единое целое. Две жизни связаны вместе в такой тесный союз, что это больше уже не две жизни, а одна. Каждый до конца своей жизни несёт священную ответственность за счастье и высшее благо другого». (Дарите любовь. Государыня Александра Фёдоровна Романова. Дневниковые записки за сентябрь 1899 года, М., 2022, с.27).

                     Для крепости института брака важно супругам принять участие в храме Божием в таинстве Брака. В этом таинстве ниспосылается супругам благословение Божие и благодатная сила, освящающая и скрепляющая брачные узы. По словам святой императрицы Александры, без благословения Бога в «семейной жизни даже самая нежная и истинная любовь не сумеет дать всё, что нужно жаждущему сердцу. Без благословения Неба вся красота, радость, ценность семейной жизни может быть в любой момент разрушена».

                     Не менее опасными для христианской жизни являются блудные грехи. Особенно блудная страсть преследует в юном возрасте. Всех состоящих в безбрачном состоянии и иноческом звании Церковь призывает хранить целомудрие. Блудный образ жизни удаляет от Бога и разрушает целостность человеческой личности. В то время как тело человеческое, согласно замыслу Божию, призвано к обожению : "Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои?"( 1Кор.6,19) и должно стать "телом славы"(Флп. 3,21).

                     В наше время блудная страсть находит одобрение и воспевание в средствах массовой информации. При потере бдительности в духовной жизни можно стать рабом этой страсти. Чрезмерное удовлетворение чувственных наслаждений приводит к душевной пустоте и  заболеваниям. А за смертные грехи, легализованные западным  сообществом, следует Божественное прещение. По попущению Божию нечистые духи могут вселиться в духовный мир людей и наносить ущерб физическому здоровью.

                     Люди, порабощённые плотскими грехами, не смогут достигнуть богопознания: «В злохудожную душу не войдёт Премудрость, и не будет обитать в теле, порабощённом греху» (Прем. 1, 4).

                     Ещё в III веке неоплатоник Плотин указывал на то, что подобное познаётся подобным: «Душа никогда не увидит красоты, если сама раньше не станет прекрасной, и каждый человек, желающий увидеть прекрасное и Божественное, должен начать с того, чтобы самому сделаться прекрасным и Божественным».

                     Главной целью  христианской жизни является стяжание благодатных даров Святого Духа. Апостол Павел учит: «Плод вашей жизни есть святость, а конец – жизнь вечная» (Рим. 6, 22). Плотские грехи затворяют нам двери Царства Божия: «Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прилюбодеи, ни малакии, ни мужеложники… - Царства Божия не наследуют» (1 Кор. 6,9).

                     Каковы же средства рекомендует Церковь и христианские подвижники для победы над блудной страстью? Молитвенный подвиг и пост, умеренность в принятии пищи, регулярное участие в таинствах Покаяния и Евхаристии,совершение добрых дел, - все это будет способствовать обузданию страстей человеческой природы. Преподобноисповедник Севастиан Карагандинский напоминает нам, что в деле спасения не забывайте прибегать к помощи святых отцов и святых мучеников. Их молитвами Господь избавляет от страстей… Помнить нужно о блудной страсти до самой смерти. Стоит только немного добиться, оставить молитву, потерять страх Божий, как она тут же даёт о себе знать. Только непрестанная молитва, страх Божий, память смертная, память о суде, аде и рае отгоняет её. Только Господь силён избавить от неё просящих у Него помощи. (Преподобный Севастиан Карагандинский. Издательство Сретенского монастыря, 2015, с. 102, 103, 106).

                     Постараемся, братья и сёстры, стремиться проводить жизнь в благочестии и чистоте. А Господь, видя нашу жизнь, благословит миром землю нашу, а в семьи пошлёт любовь, согласие и долголетие счастливой жизни.

 

Аминь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                     18 февраля 2024 года, в Неделю 37-ю по Пятидесятнице, в день празднования иконе Божией Матери «Взыскание погибших» в Свято-Успенском кафедральном соборе совершено две Божественных литургии.

                     Позднюю Божественную литургию возглавил митрофорный протоиерей Свято-Успенского кафедрального собора Михаил Горовой в сослужении духовенства собора: протоиерея Григория Трубина и иерея Виталия Тимофеева.

                     В своей проповеди протоиерей Михаил Горовой отметил: ”Встреча с Господом завершилась духовным перерождением Закхея мытаря: ”Господи! половину имения отдам нищим,и,если кого чем обидел, воздам вчетверо.” (Лк.19,8). Пример раскаяния Закхея назидателен и в наше время. Покаяние примиряет нас с Богом и друг с другом. Покаяние служит воспитанию смирения. А смиренным Господь ниспосылает благодать.

                     Носителями благодатных даров и были святитель Спиридон Тримифунтский и блаженная Матрона Московская, мощи которых прибыли в наш собор. В их жизни ярко отобразились такие добродетели, как глубокая вера, преданность христианскому идеалу, любовь к Богу, безропотное перенесение жизненных испытаний и служение людям.”

                     По окончании богослужения был совершен молебен у мощей святителя Спиридона и блаженной Матроны. Протоиерей Михаил Горовой поздравил прихожан собора с воскресным днем и с праздником Сретения Господня и пожелал духовного возрастания в Боге.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                     Участники Смоленского областного объединения православных писателей провели очередное учебно-методическое занятие в тематических рамках «Зима» и «Имя святого, которое я ношу».

                     18 февраля 2024 года, участники Смоленского областного объединения православных писателей провели очередное учебно-методическое занятие.

                     Руководитель Комиссии Смоленской епархии по православным библиотекам и кафедрам православной литературы, духовный руководитель Смоленского областного объединения православных писателей, клирик Свято-Успенского кафедрального собора протоиерей Михаил Горовой свое выступление посвятил светлой памяти епископа Рославльского Вениамина (Глебова), викария Смоленской епархии.

                     Протоиерей Михаил, в частности, отметил: « Новомученики и Исповедники Церкви Русской – это герои духа и свидетели богооткровенности христианской религии.

                     Епископ Вениамин (Глебов) – архипастырь Церкви Божией в годы лихолетий высоко пронесший знамя веры Православной и оставшийся верным Христу  до смерти

                     28 июня 2023 года в Левашовской пустоши в. Санкт- Петербурге, на месте расстрела епископа Вениамина установлен и освящен памятник  «Праведники живут во веки»».

                     В ходе встречи Мария Парамонова (творческий псевдоним Мира Валдай) – член Союза писателей России, сопредседатель правления Смоленской областной организации Союза писателей России, представила свою историко-приключенческую повесть «Мономахов собор». Издание книги писательница приурочила к 1160-летию Смоленска. Повесть посвящена событиям начала XII века и по замыслу автора, открывает цикл произведений о Святом Благоверном князе Ростиславе Мстиславиче, годы правления, в Смоленске которого стали периодом расцвета Смоленского княжества.

                     Следующая страница мероприятия была посвящена творчеству участников Одигитриевского объединения православных писателей. Своими авторскими произведениями, посвященным теме « Зима» и « Имя святого, которое я ношу», поделились поэты: исполняющая обязанности председателя объединения Елена Лышковская, председатель Смоленского отделения Союза писателей России Виктория Бобарыкина, сопредседатель Правления Смоленской областной организации Союза писателей России Мария Парамонова, секретарь Смоленского областного объединения православных писателей Наталья Годяева, Александр Грибков, Любовь Стеклова, Нина Лавренова, Светлана Конфедератова, Виктор Москалев, Ольга Млодикова, Людмила Суворова, Татьяна Бажина , Светлана Листопад, Наталья Андриянова, Лидия Пинская, Татьяна Антонова.

                     Музыкальную страницу открыл дует Виктора Москалева и исполняющей обязанности председателя объединения Елены Лышковской. Они спели песню на стихи и музыку Елены Лышковской. Алексей Леоненков представил слушателям авторскую песню в исполнении Арт – группы LARGO (в аудиозаписи). Также свою творческую лепту в теплую и дружескую атмосферу встречи внесла педагог, преподаватель детской школы искусств им. М.А. Балакирева города Смоленска Лариса Ивановна Власенкова.

                     В заключительном слове протоиерей Михаил Горовой еще раз сердечно поблагодарил за замечательное творчество всех участников писательского объединения. Каждому из присутствующих были подарена книга «Духовные истоки русской революции», автор епископ Митрофан (Баданин).

Наталья Годяева

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                     4 февраля 2024 года, в Неделю 35-ю по Пятидесятнице, в день памяти Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской, в храме в честь святых Новомучеников и Исповедников Церкви Русской г. Смоленска состоялись престольные торжества.

                     Богослужение совершили благочинный Смоленского городского благочиния, руководитель отдела по социальному служению и церковной благотворительности Смоленской епархии иерей Дионисий Давыдов, председатель Епархиальной комиссии по увековечиванию памяти Новомучеников и Исповедников Церкви Русской протоиерей Михаил Горовой, настоятель храма, руководитель епархиального Отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ протоиерей Валерий Рябоконь, клирики храма.

                     За богослужением молились прихожане, жители г. Смоленска. Песнопения богослужения исполнил приходской хор.

                     После чтения Святого Евангелия председатель Епархиальной комиссии по увековечиванию памяти Новомучеников и Исповедников Церкви Русской протоиерей Михаил Горовой обратился к молящимся со словами проповеди. В своем слове он ,в частности, сказал:" Новомученики и Исповедники -это красота и слава нашей Церкви.
Их жизнь - зто Свет Божественной Славы, который должен освящать и нашу жизнь.Их подвиг стояния в вере и преданности святому Православию и Отечеству - это
пример подражания для всех нас".

                     От лица духовенства и прихожан настоятель храма протоиерей Валерий Рябоконь поздравил всех присутствующих с праздником и поблагодарил за радость соборной молитвы.

                     В завершение богослужения прихожан ожидала праздничная трапеза: возле храма была организована полевая кухня.

                     Затем протоиерей Михаил Горовой и протоиерей Валерий Рябоконь посетили выставку детского творчества «Елочные фантазии» в холле на первом этаже храма.

 

К 85-летию со дня мученической кончины.

 

 

Игумен Израиль (Андреев).

 

                     Игумен Израиль (в миру Иван Андреевич Андреев) родился в 1870 году в деревне Хвощевка Гжатского уезда Смоленской губернии в крестьянской семье. 30 апреля 1895 года поступил в Гефсиманский скит при Троице-Сергиевой лавре. Духовная дочь отца Израиля Наталия Александровна Верховцева вспоминала:

                     «Крестьянский сын из Смоленской губернии, с юности занимавшийся сапожным ремеслом, он, войдя в возраст, должен был вступить в брак, но перед этим важным шагом решается, влекомый неудержимой силой, поехать в Москву на поклонение Кремлевским святыням и кстати навестить монашествующую там свою родственницу. Кремль и святыни полонили его сердце, и, не возвращаясь домой, он отдает душу в послушание Царицы Небесной и Гефсиманской ее обители».

                     12 марта 1900 года Иван Андреевич был пострижен в монашество. 29 августа 1900 года рукоположен во иеродиакона, 3 апреля 1906 года – во иеромонаха. Нес послушание келейника старца Даниила.

                     «Послушника Иванушку берет себе в келейники известный тогда мудростью и строгостью жизни своей игумен Даниил. Чудесную школу, воспитавшую и закалившую душу, проходит молодой инок под началом своего игумена, который отличает его доверием и благорасположением. Отец Израиль уже в монашеском чине служит ему самоотверженно в годы его тяжких болезней, заботливо, сыновне ухаживая за ним до последней минуты его жизни», – пишет Наталия Александровна.

 

 

Черниговский скит.

 

                     С 1915 года отец Израиль – строитель Свято-Троицкого Стефано-Махрищского монастыря, в 1916–1918 годах – строитель Гефсиманского скита. 9 марта 1918 года Святейшим Патриархом Тихоном (Беллавиным) возведен в сан игумена в храме Черниговской иконы Божией Матери Гефсиманского скита. В 1918–1929 годах он – игумен Гефсиманского скита, зарегистрированного к тому времени как сельскохозяйственная артель.

                     «По кончине игумена Даниила и последующих игуменов – Аллария, Мефодия – братия избирает его “Строителем”, а затем вскорости он стал игуменом. Твердой, непреклонной рукой вел свою братию игумен, без послаблений как им, так и себе. Простой и скромный в своих личных потребностях, он всюду и везде наравне со всеми: в пениях, бдениях и пощениях. В труде и работе всегда впереди. С умом практическим и чисто народной смекалкой он соединял и большой духовный опыт. Всегда осторожный и внутренне собранный, этот малограмотный самородок был любим и почитаем умнейшими и образованнейшими светскими людьми, которых в то время в Сергиеве было много. Он импонировал людям не только одинаково с ним мыслящим, но даже идеологические враги пасовали, сдавали свои позиции».

                     «В те годы, – пишет в своих воспоминаниях А. В. Комаровский, – отцу Израилю было лет 45. Среднего роста, с окладистой каштановой бородой, с приветливым лицом, он производил впечатление живого и общительного человека. Вероятно, он был не только хорошим игуменом, но и прекрасным хозяином, так как скитское хозяйство находилось в образцовом порядке. Иногда отца Израиля можно было увидеть в городе, мчащегося по делам на сером ухоженном рысаке, запряженном в высокие сани или пролетку. Жители города останавливались и провожали его одобрительными взглядами. Им нравился и сам игумен, и эта быстрая езда».

 

 

Верховцева Наталья Александровна.

 

                     «На его плечи легла вся тяжесть борьбы за жизнь родного скита, – писала Н.А. Верховцева. – С какой непреклонной волей, неутомимой энергией, с каким умом и дальновидностью, с каким беспредельным самопожертвованием вел ее этот замечательно одаренный человек. Скит, превращенный в сельскохозяйственную артель, продолжал процветать, показывать образцы самоотверженных трудов: лучшие в округе овощи, богатейший пчельник – казалось, на всем, к чему прикасались трудовые, не знающие устали руки отца игумена, лежала печать Божьего благословения».

                     В 1923 году игумен Израиль был впервые арестован на три месяца. Подробности ареста неизвестны. 19 января 1925 года он был снова арестован по обвинению в том, что, «состоя членом сельхозартели в городе Сергиеве (бывший монастырь), вел антисоветскую агитацию среди членов этой артели, призывал к невыполнению гражданских установлений артели и переходу ее к монашескому положению, так как советской власти скоро будет конец». Содержался в Бутырской тюрьме Москвы. Виновным себя не признал. 3 апреля 1925 года освобожден по амнистии.

                     С 1929 по 1931 год отец Израиль жил в Загорске, служил в церкви во имя святых апостолов Петра и Павла. Он был близок к преподобному старцу Алексию Зосимовскому, после закрытия Зосимовой пустыни поселившемуся в Сергиевом Посаде. Наталия Александровна в своих воспоминаниях говорила о том, что перед кончиной старца последнее таинство соборования над ним совершил игумен Израиль, а священномученик Илья Четверухин и его супруга Евгения свидетельствовали, что отец Израиль участвовал в отпевании преподобного Алексия.

                     В 1931 году игумен Израиль был арестован по обвинению в том, что «состоял членом Загорского филиала контрреволюционной организации “Истинных Христиан” и занимался антисоветской агитацией». 20 мая 1931 года тройкой при ПП ОГПУ по Московской области игумен Израиль был приговорен к десяти годам ссылки в Казахстан. 23 декабря 1937 года арестован в Семипалатинске Восточно-Казахстанской области, тройкой УНКВД по ВКО приговорен к высшей мере наказания.

                     На допросе говорил:

                     «Современные политические события я оцениваю таким образом: по примеру прошлой истории человечества, когда были такие события, как плен Вавилонский, всемирный потоп и татарское иго в России, Бог послал соввласть для наказания и вразумления, а некоторым и для награды в будущем за перенесенные страдания».

                     29 декабря 1937 года игумен Израиль был расстрелян в Семипалатинске.

 

30 декабря 2022 г.

 

Основные источники:

 

1. Пострадавшие за Христа на Радонежской земле в годы гонений и репрессий ХХ века. Синодик с краткими биографическими справками [в 2 т.] / Сост. иером. Пафнутий (Фокин). Сергиев Посад: СТСЛ, 2021. Т. 1. С. 114–115.
2. За Христа пострадавшие: Гонения на Русскую Православную Церковь, 1917–1956. Биографический справочник. Кн. 7 / ПСТГУ; Научн. редакция: прот. Владимир Воробьев и др. М., 2019. С. 224–225.
3. Верховцева Н. А. Сергиев Посад (Страницы воспоминаний) // Московский журнал. 1992. № 10. С.11.

 

 

Досточтимые отцы, братья и сестры !

 

                     Сегодня вся полнота Русской Православной Церкви и общественность страны отмечаем пятнадцатилетие со дня интронизации Святейшего патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Разделяем это торжество и мы, клирики и миряне Смоленской епархии. Господь щедро наделил Святейшего Патриарха талантами. Богомудрый архипастырь, талантливый проповедник, богослов, тонкий дипломат, миротворец, ревнитель чистоты Православия и преданный Господу христианин.

                     Всматриваясь в пятнадцатилетие служения Святейшего Патриарха Кирилла мы видим, как зримо действовала благодать Божия на его Патриаршее служение. И результатом его трудов стало открытие новых храмов и святых обителей, состоялись хиротонии новых архипастырей и пастырей Церкви Божией.

                     Будучи Смоленским митрополитом, нынешний Святейший Патриарх после празднования тысячелетия Крещения Руси стоял практически у истоков всех сфер развития церковной жизни в нашей Церкви. Это религиозное образование и катехизация, работа с молодёжью, взаимодействие Церкви с Армией и правоохранительными органами, это развитие миссионерского и социального служения. Святейший Патриарх вносит существенный вклад в укрепление церковно-государственных отношений, развитие межнациональных и межконфессиональных отношений в нашей стране. По его просьбе Русской Православной Церкви переданы икона Святой Троицы,шедевр древнерусского искусства, и другие святыни - источники благодати Святого Духа. Святейший патриарх совершает много и других добрых дел во благо Святой Церкви и Отечества.

                     И в сегодняшний день - день сугубого торжества и духовной радости, досточтимые отцы, братья и сестры, вознесём молитву, дабы предстательством Божией Матери у иконы Смоленской Одигитрии и предстательством святых, просиявших в подвиге вере и благочестия на Смоленской земле, Господь продлил бы дни жизни пребывания Святейшего Патриарха на земле, укрепил бы его физические и душевные силы, чтобы он и впредь так же мудро правил церковным кораблём. Благодарим Святейшего патриарха Кирилла и за его труды по духовному возрождению Смоленщины. Многая и благая лета Святейшему патриарху Московскому и всея Руси Кириллу!

Православный календарь
Миссия

Причастие

Евхаристия (причастие) — главное Таинство Церкви, установленное Господом Иисусом Христом накануне Его спасительных страданий, крестной смерти и воскресения. Участие в Евхаристии и причащение Телу и Крови Христовым является заповедью Спасителя...

подробнее

Таинство Покаяния (Исповедь)

Покаяние есть таинство, в котором исповедующий свои грехи, при видимом изъявлении прощения от священника, невидимо разрешается от грехов Самим Иисусом Христом (Катехизис).

подробнее

Таинство Крещения

Креще́ние – одно из семи Таинств Церкви – духовное рождение (Ин. 3:5). После крещения человек становится членом Церкви, и может принимать участие в Церковных Таинствах.

подробнее

Таинство Венчания

Венчание – это таинство Церкви, в котором Бог подает будущим супругам, при обещании ими хранить верность друг другу, благодать чистого единодушия для совместной христианской жизни, рождения и воспитания детей.

подробнее

Расписание богослужений

Будние дни
Всенощное бдение – 18.00, Литургия – 9.00

Воскресные и праздничные дни
Всенощное бдение – 18.00, Ранняя литургия – 7.00, Поздняя литургия – 10.00

Молебны с акафистом
Вторник – Смоленской иконе Божией Матери «Одигитрия»
Четверг – поочередно (через неделю) – святителю Николаю Мирликийскому Чудотворцу; преподобному Серафиму Саровскому
Воскресенье – поочередно (через неделю) – Господу нашему Иисусу Сладчайшему; Казанской иконе Божией Матери